наибольшую свободу в отборе и освоении благ и ценностей культурной среды современного города. Используя разнообразные средства массовой коммуникации, выбирая желаемое и отвергая чуждое ему, потребитель оказывается в эпицентре культурного процесса. Он получает возможность «заказывать» культуру, которая соответствует его устремлениям. Поэтому массовая культура не исключает персонифицированное духовное потребление, которое в перспективе будет доступно не только интеллектуалам и их семьям, но и широким массам населения [29, с. 25]. Демократичность массовой культуры связана и с тем, что она адресуется не специально подготовленной аудитории, а носит более универсальный характер, охватывая широкую срединную часть общества. Подросткам и молодежи, к примеру, она дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих устремлений. Для лиц с ограниченными физическими возможностями массовая культурная коммуникация это наиболее доступный и простой способ домашнего досуга, позволяющий не только находиться в гуще общественных событий, но и получать информацию, необходимую для полноценной обыденной жизни и общения. Современный город выдвигает новые требования к индивидуальному сознанию и индивидуальному поведению горожанина, которые немыслимы без того свойства психики, которое можно обозначить как «информационная активность». Следовательно, современный городской житель должен быть информационно толерантен, и информационно активен, индивидуален, поведенчески вариативен. Негативные стороны глобализации проявляются в стандартизации культурных ценностей, распространении манипулятивных технологий и других деструктивных факторов. Позитивные в расширении культурного обмена, ускорении процесса передачи информации, формировании 163 |
но диалогах знаковых личностей, известных экспертов, в жизнедеятельности замечательных людей. Более того, по мере развития массовой культуры стало заметно, что ее уровень и качество постепенно изменяются и наряду с кшяч-культурой (связанной с повседневностью, усредненностью), существуют мидкультура (соединяющая массовую доступность с высокой художественностью) и орт-культура (культура элитарная, ориентированная на потребности и вкусы наиболее эстетически, научно или политически развитой части общества). Благодаря тому, что «продукты» массовой культуры производятся в избытке и доставляются потребителю по многим каналам одновременно, процесс их распространения не может жестко регулироваться государственными или иными, внешними по отношению к человеку, органами управления и контроля. Большая доля регулятивных функций, отбор или выбор «продукции» могут и должны осуществляться самим потребителем. Этот немаловажный фактор свидетельствует о неизбежной демассификации и возрастающей индивидуализации духовного потребления, когда личность обретает прежде невиданные возможности и наибольшую свободу в отборе и освоении благ и ценностей не только «попсы» или китча, но и арт культуры. Сегодня массовая культура балансирует между тривиальным и оригинальным, вульгарным и изощренным, ей присуще тяготение к игровым формам. Однако не менее важным в массовой культуре является и то, что, будучи феноменом достаточно противоречивым, она демократична. Используя разнообразные средства массовой информации, выбирая желаемое и отвергая чуждое ему, потребитель оказывается в эпицентре культурного процесса. Он получает возможность «заказывать» культуру которая соответствует его устремлениям. Поэтому массовая культура не исключает персонифицированное духовное потребление, ш которое в перспективе будет доступно не только интеллектуалам и их семьям, но и широким массам населения. Демократичность массовой культуры связана и с тем, что она адресуется не специально подготовленной аудитории (такова элитарная культура, авторы которой намеренно конструируют эстетическую дистанцию между художественным текстом и зрителем), а носит более универсальный характер, охватывая широкую срединную часть общества. Подросткам и молодежи, к примеру, она дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих устремлений. Для лиц с ограниченными физическими возможностями массовая культура — это наиболее доступный и простой способ домашнего досуга, позволяющий не только находиться в гуще общественных событий, но и получать информацию, необходимую для полноценной обыденной жизни и общения. Следует признать, что массовая культура является мощным механизмом не только нагнетания, но и снятия огромных напряжений, возникающих в повседневном существовании, настроений безразличия и усталости, жестокости и агрессивности, отчаяния и растерянности, обиды и страха. Ее важнейшая функция обеспечить социализацию и жизнеустойчивость человека в условиях усложненной и изменчивой среды столичного мегаполиса и высокого ритма жизни, приучить его к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной, порой жесткой обстановке. Таким образом, оптимизация культурного пространства столичного мегаполиса невозможна без преодоления существующего разрыва между деятельностью культучреждений и культработников, с одной стороны, и медиа-средствами, с другой. В этой связи выше цитированный тезис Л.С. Соколова о необходимости создания в России единого культурного и информационного пространства является актуальным и перспективным |