Современная культурология интерпретирует социокультурное пространство как сложный феномен, отражающий процессы современной социокультурной действительности и включающий в себя социум, символы и ценности, коммуникацию и информацию, при этом символы и их материальное воплощение выступают важным ценностно-нормативным регулятором человеческой деятельности в пространстве города. Они способствуют культурному объединению социума. Культурфилософский подход к изучению городского пространства представляется нам наиболее приоритетным в условиях современности. Данный подход не просто рассматривает социальные отношения и связь социума с различными сферами окружающей его городской действительности, но изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей. Он позволяет рассмотреть город как сложный социокультурный феномен, находящийся в процессе трансформации, связанной с такими явлениями, как глобализация, транснационализм, информатизация, визуализация, виртуализация. С философской точки зрения, социокультурное пространство города можно обозначить как систему информационно-коммуникативных оснований социальной деятельности, воплощенных в разнообразных знаково-символических продуктах социокультурной практики, локализованных в определенных территориальных границах. Таким образом, для городского пространства необходимым тригерром развития будет непрестанное «окультуривание» личности, внедрение системы санкций и ограничений. Существует четыре подхода к изучению феномена коммуникаций в пространстве города в рамках философского дискурса: ландшафтный, средовой, социологический и антропологический. Применение концепции культурного ландшафта дает исследователю возможность избежать крайностей «одномерных» трактовок пространства городской культуры. При этом коммуникативная составляющая 167 |
§2. Социокультурное пространство города с позиции социальнофилософского подхода: ценностно-символический аспект. Социально-философский подход к изучению городского пространства представляется нам наиболее приоритетным в условиях современности. Данный подход не просто рассматривает социальные отношения и связь социума с различными сферами окружающей его городской действительности, но изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей. Он позволяет рассмотреть город как сложный социокультурный феномен, находящийся в процессе трансформации, связанной с такими явлениями, как глобализация, транснационализм, информатизация, визуализация, виртуализация. Исходя из контекста поставленной задачи, предметом социальнофилософского изучения можно обозначить знание всеобщего о целостности совместного, коллективного общественного бытия в городе, об условиях и факторах его формирования. В качестве неотъемлемого объекта социальнофилософского исследования выступает общество, а также постоянно изменяющаяся действительность социальной жизни в единстве и многообразии человеческих взаимоотношений в пространстве города. Общество это динамично развивающаяся система, поэтому в социальной философии нет определенных раз и навсегда заключений. Социокультурные процессы в современном городе настолько динамичны, что их определение, а тем более детальное рассмотрение, требуют выработки новых взглядов на их изучение. Социальная философия, основываясь на анализе понятий, в современной сложной и неоднозначной социокультурной ситуации вынуждена определять и решать актуализирующиеся вопросы социального бытия горожан. Социально-философский подход интерпретирует социокультурное пространство как сложный, многослойный и синтетичный феномен, отражающий процессы современной социокультурной действительности. Социальная философия определяет грани социального процесса, исследуя 40 пространства города, не может принять его внутренние ценности. Как результат этой несоотнесенности внутренних и внешних ценностей происходит маргинализация мировосприятия личности. Такие процессы сказываются негативно и на самом социокультурном пространстве. Современные мегаполисы всем своим внешним видом свидетельствуют об усилении процессов маргинализации (безразличное или агрессивное отношение к окружающему, загрязнение городских улиц и т. д.). Важно отметить, что проблема маргинализации затрагивает глубинные общечеловеческие ценности. Поменять отношение человека к окружающему его миру возможно только через преодоление проблем маргинализации. Необходимо совершенствовать взаимодействия жителей городов с культурным пространством путем их образования и нравственного воспитания. Поэтому вопросы, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей горожан требуют специального рассмотрения. Обозначая итоги высказываемых и аргументируемых в данном параграфе положений, необходимо сосредоточить внимание на следующих узловых моментах существования социокультурного пространства: 1. Социально-философский подход интерпретирует социокультурное пространство как сложный, многослойный и синтетичный феномен, отражающий процессы современной социокультурной действительности и включающий в себя социум, символы и ценности, коммуникацию и информацию. 2. Символы и их материальное воплощение выступают важным ценностно-нормативным регулятором человеческой деятельности в пространстве города. Они способствуют культурному объединению социума. Отсюда возникает проблема правильного использования рекреационного потенциала городов и необходимость в правильной организации управления 74 этим потенциалом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наиболее распространенными подходами среди современных исследователей социокультурного пространства города, являются социологический, антропологический, культурно-семиотический, средовой и ландшафтный. Приоритетным подходом к изучению социокультурного пространства современного города представляется социально-философский подход, рассматривающий социальные отношения, связь социума с различными сферами городской действительности, а также специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей. Социально-философский подход учитывает современную социокультурную ситуацию, связанную с такими явлениями, как глобализация, транснационализм, информатизация, визуализация, виртуализация. В рамках данного подхода социокультурное пространство города можно представить следующими структурными уровнями: социальным, ценностносимволическим, информационно-коммуникативным. Вследствие активности глобальных процессов о современном городе можно говорить уже не как о локусе, но как о системе взаимодействия в рамках деятельности городского сообщества, избирающего такую форму коммуникации, где время и место скоординированы с позиции комфортности индивида. Социокультурное пространство города это пространственная среда, которая конструируется социумом. Город является средоточием артефактов культуры. В городском пространстве можно выделить уровень ценностей и символов, определяемых их онтологическими, аксиологическими и другими философско-мировоззренческими качествами. Это позволяет нам сформулировать определение социокультурного пространства города как системы информационно-коммуникативных оснований социальной деятельности, воплощенных в разнообразных знаково-символических продуктах социокультурной практики, локализованных в определенных территориальных границах. 136 |