несвойственные естественной природе черты» [28, с. 33]. Современные ландшафты поселений подразделяются и в зависимости от характера и степени преобразования природных комплексов на ландшафты сельских поселений, поселков городского типа, малых и средних городов. Крупный город «это искусственный урбанизированный ландшафт, который унаследовал от естественного первичного только геологическую основу, основные черты рельефа и зональные особенности климата. В пределах города преобразуется почти все компоненты природного ландшафта....» [28, с. 34]. В рамках городской среды, изменениям подвержены даже такие первоэлементы как земля, вода, огонь и воздух. Земная поверхность покрывается домами, «естественной» почвой становится асфальт. Водопроводная вода, искусственно созданные водоемы — все это вариации. В.И. Булатов, являясь сторонником, ландшафтного подхода, отмечает, что «город многоплановая реальность в виде образов ландшафта» [28, с. 37] различных для различных категорий населения. По его мнению, во-первых, ландшафт города выступает в качестве и среды, и материала для реализации любых проектов. Во-вторых, ландшафт представляет собой живой организм, вызывающий особое состояние человека ландшафтопереживание, включение его в культуру, когда природа становится «пейзажем». Следующий компонент — это создание в рамках визуального ландшафта объектов, условно называемых «культурной матрицей» определенного места, которые используются для получения художественных, а иногда и трансцендентных впечатлений. Город это живое существо и сосредоточие духовной жизни государства, местности. Н.П. Анциферов утверждал важность изучения городских ландшафтов для всей русской культуры [11]. В географическом пространстве, вмещающем данную культуру, неизбежно присутствует целый «набор» сопряженных между собой ландшафтов. Каждый из 55 |
изучения использования земель (1апб изо) развитие этих идей привело к формированию в западных странах ландшафтной экологии, близкой, по сути, отечественному учению об антропогенных ландшафтах . В нашей стране развитие лаидшафтоведения как науки связано с именами В.В. Докучаева, Л.С. Берга. Причем знаменательно, что изначально объектом ландшафтоведеиия стали именно осваиваемые человеком природные богатства, а основной исследовательской проблемой взаимовлияние природы и социума на конкретно взятой территории. Во второй половине XX в. отечественное ландшафтоведение активно развивалось, благодаря исследованиям Ф.Н. Милькова, В.С. Преображенского, А.М. Рябчикова28. В рамках антропогенного лаидшафтоведения, в качестве самостоятельных направлений, выделились сельскохозяйственное, рекреационное, городское и др. С точки зрения ландшафтного подхода, город представляет особый тип антропогенного ландшафта. Антропогенный ландшафт — это «территориальная система, активно осваиваемая человеком, среда обитания и хозяйственной деятельности, а потому приобретающая несвойственные естественной природе черты»29. Современные ландшафты поселений подразделяются и в зависимости от характера и степени преобразования природных комплексов на ландшафты сельских поселений, поселков городского типа, малых и средних городов. Крупный город «это искусственный урбанизированный ландшафт, который унаследовал от естественного первичного только геологическую основу, основные черты рельефа и зональные особенности климата. В пределах города преобразуется почти все компоненты природного ландшафта....»30. В рамках городской среды, изменениям подвержены даже такие первоэлементы как земля, вода, огонь и воздух. Земная поверхность * 50 : Николаев В.Л. Учение об антропогенных ландшафтах научно-методическое ядро геоэкологии // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2005. №2. С. 36. :3 См., например: Мильков Ф.Н. Ландшафтная сфера Земли. М., 1970. Он же: Рукотворные ландшафты. М, 1978. Он же: Человек и ландшафты. Очерки антропогенного лаидшафтоведения. М., 1973. 2,) Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. Омск, 2006. С.48. 50 Там же, С. 372. 19 покрывается домами, «естественной» почвой становится асфальт. Водопроводная вода, искусственно созданные водоемы все это вариации на тему превращения воды. Воздух в городе насыщен дымом и смогом. Огонь трансформируется либо в газовую горелку, либо в иллюминацию ночного города. Кроме того, город пронизывают различного рода электромагнитные поля, радиоизлучения, шумовой и вибрационный фон. Все это не может не влиять на целостное восприятие городского пространства. В.И. Булатов, являясь сторонником, ландшафтного подхода, отмечает, что «город — многоплановая реальность в виде образов ландшафта»31 32 33 различных для различных категорий населения. По его мнению, во-первых, ландшафт города выступает в качестве и среды, и материала для реализации любых проектов. Во-вторых, ландшафт представляет собой живой организм, вызывающий особое состояние человека ландшафтопереживание, включение его в культуру, когда природа становится «пейзажем». Следующий компонент это создание в рамках визуального ландшафта объектов, условно называемых «культурной матрицей» определенного места, которые используются для получения художественных, а иногда и трансцендентных впечатлений. Город это живое существо и сосредоточие духовной жизни государства, местности^. Н.П. Анциферов утверждал важность изучения городских ландшафтов для всей русской культуры3’. В географическом пространстве, вмещающем данную культуру, неизбежно присутствует целый «набор» сопряженных между собой ландшафтов. Каждый из природных ландшафтов необходим для функционирования и развития культуры, хотя и в разной степени. 51 Ьулатов В.И. Природное и социокультурное пространство Ханты-Мансийска (эколого-географическпе размышления) // Социокультурное пространство сибирского города: история и современность. Сб. науч. ст. иып. 3. Ханты-Мансийск. 2006. С.64. 32 Гревс И.Город как предмет краеведения // Краеведение. 1924. № 3. С. 245. 33Лнциферов Н.П. Краевсдный путь в исторической науке (Историко-культурные ландшафты) // Краеведение. 1928. № 6. С. 321-339. 20 |