природных ландшафтов необходим для функционирования и развития культуры, хотя и в разной степени [12, с. 40]. Пространственно-временная структура городской культуры может быть представлена в виде системы ландшафтов, структурируемых различными поселениями и коммуникационной системой. Понятие «культурный ландшафт» было введено в научный обиход немецким ученым О. Шлютером в начале XX столетия. Изначально под ним подразумевалась лишь совокупность объективации деятельности человека на поверхности Земли, противопоставленных «неокультуренной» природной среде. Однако современные исследователи все чаще включают в качестве базовых составляющих культурного ландшафта самого человека и окружающую его природу. При подобном подходе культурный ландшафт можно рассматривать в качестве своеобразного результата субъективного процесса наделения человеком окружающего мира атрибутами ценностей и смыслов культуры. В ряде текстов термин «культурный ландшафт» вполне заменим словами «пространство», «территория», «местность», «место» [12, с. 41]. Сегодня понятие «культурный ландшафт» оказалось в фокусе интересов исследователей, традиционно делившихся до сих пор на «естественников» и «гуманитариев». Контексты, где фигурирует сочетание «культурный ландшафт», поражают своим разнообразием. Поле трактовок культурного ландшафта чрезвычайно обширно — от представлений об «идеальных ландшафтах», возможных лишь в прекрасном будущем, до любых участков земной поверхности, на которые человек когда-либо обратил свое внимание. Важнейшей частью города как культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных 56 |
Пространственно-временная структура городской культуры может быть представлена в виде системы ландшафтов, структурируемых различными поселениями и коммуникационной системой. Понятие «культурный ландшафт» было введено в научный обиход немецким ученым О. Шлютером в начале XX столетия. Изначально под ним подразумевалась лишь совокупность объективации деятельности человека на поверхности Земли, противопоставленных «неокультуренной» природной среде. Однако современные исследователи все чаще включают в качестве базовых составляющих культурного ландшафта самого человека и окружающую его природу. При подобном подходе культурный ландшафт можно рассматривать в качестве своеобразного результата субъективного процесса наделения человеком окружающего мира атрибутами ценностей и смыслов культуры. В ряде текстов термин «культурный ландшафт» вполне заменим словами «пространство», «территория», «местность», «место». Сегодня понятие «культурный ландшафт» оказалось в фокусе интересов исследователей, традиционно делившихся до сих пор на «естественников» и «гуманитариев». Контексты, где фигурирует сочетание «культурный ландшафт», поражают своим разнообразием. Поле трактовок культурного ландшафта чрезвычайно обширно от представлений об «идеальных ландшафтах», возможных лишь в прекрасном будущем, до любых участков земной поверхности, на которые человек когда-либо обратил свое внимание. Формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошло совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст «Орегайопа! ОшёеНпез Гог 1Ье 1тр1етеп*абоп оГ Фе \Уог1с1 Негка§е Сопуепйоп» основной руководящий документ по применению Конвенции о Всемирном наследии. Этот документ периодически дополняется и уточняется, обеспечивая согласованность 34 34 Оперативные указания по реализации Конвенции о всемирном наследии (Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия, \УНС-97/2, 1997). 21 подходов к выявлению, представлению и сохранению мировых культурных ценностей. Итак, культурный ландшафт в руководящих документах ЮНЕСКО определяется как следствие совокупной деятельности природы и человека (сотЫпеб ууогкз о? паШге апс! о!' тап). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции социума в ходе изменений условий естественной среды обитания. Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. «Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, систехмному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому культурный ландшафт35». Применение концепции культурного ландшафта, направленной на рассмотрение в неразрывной связи взаимодействий различных ипостасей бытия человека со средой его обитания, дает исследователю возможность избежать крайностей «одномерных» трактовок пространства городской культуры, рассматриваемого, к примеру, лишь в качестве совокупности материальных артефактов или отдельных социально-демофафических процессов. Ландшафтная и городская феноменология несопределены и безуспешно интегрируются лишь в плоскости общего предмета изучения или проектирования Зб. Важнейшей частью города как культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов. Эго, 35 Веденин Ю.Д., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия АН. Серия географическая. 2001. Ля I. С. 7-14 36 Кагапский В.Л. К феноменологии урбанизированных ландшафтных сред // Городская среда: проблемы существования. М., 1990. С. 81-100. 22 |