Рассмотрим социологический подход к социокультурному пространству города. С точки зрения социологического подхода, социокультурное пространство является частью пространства социального. Преимущественно пространство исследуется здесь в контекстах урбанизации или социализации личности. Осмысление города как особого социального и культурного явления возникло уже в античной Греции. В классическом греческом языке понятие «полис» имело такие значения, как «город», «государство» и «гражданская община». Сами греки, скорее всего, поставили бы на первое место не «город» (так как допускалось, что полис мог городом и не быть) и не «государство» (для них оно было отвлеченным понятием), а такое определение как «коллектив граждан». Ведь в любом полисе они видели, в первую очередь, людей. В «Истории Пелопоннесской войны» греческий историк Фукидид (460-400 до н.э.) приводит характерное высказывание афинского политика и стратега Никия: «Полис это, прежде всего люди (буквально «мужи»), а не стены города или корабли» [42, с. 14]. Основополагающие публикации по ключевым проблемам социологии городского пространства появились на Западе в начале XX в. Немецкие социологи (в первую очередь М. Вебер, Г. Зиммель и О. Шпенглер) осмыслили по-новому историю современной цивилизации [42, с. 15]. Во многом они представляли ее как историю становления городского образа жизни. В трудах западного социолога Г. Зиммеля социологический подход к категории пространства получил первоначальную глубокую разработку. Ему удалось раскрыть в своих работах социально-психологические особенности горожан, функциональный характер взаимоотношений между субъектами в городе . К числу особенных достижений города Г. Зиммель причисляет интенсификацию психологических влияний на горожанина. В его концепции город-метрополие представлен в виде паутины сетей, связей, взаимопересекающихся зон разделения труда, распределения, 61 |
издревле воспринимается культурой как характерная черта «настоящего» 50 города . Итак, представители средового (комплексного) подхода в исследовании города применяли термин «городская среда», для обозначения особого уровня развития города, которому свойственны не просто организованность физического пространства, но присутствие духовной составляющей, под которой понимается городская культура в широком значении (включающем особый тип социальных взаимоотношений). Рассмотрим социологический подход к социокультурному пространству города. С точки зрения социологического подхода, социокультурное пространство является частью пространства социального51. Преимущественно пространство исследуется здесь в контекстах урбанизации или социализации личности. Город в рамках этого подхода рассматривается как качественно новая форма объединения людей на базе общественных отношений. Осмысление города как особого социального и культурного явления возникло уже в античной Греции. В классическом греческом языке понятие «полис» имело такие значения, как «город», «государство» и «гражданская община». Сами греки, скорее всего, поставили бы на первое место не «город» (так как допускалось, что полис мог городом и не быть) и не «государство» (для них оно было отвлеченным понятием), а такое определение как «коллектив граждан». Ведь в любом полисе они видели, в первую очередь, людей. В «Истории Пелопоннесской войны» греческий историк Фукидид (460-400 до н.э.) приводит характерное высказывание афинского политика и стратега Никия: «Полис это, прежде всего люди (буквально «мужи»), а не стены города или корабли». * 31 50 Глазычев В.Л. Поэтика городской среды //ЬМр:/Л\мА\'.81а2>сЬсу.гш11лЫ1а11оп5&С1Йе5/198б_роеПка.цт/И9 31 См., например: Петров И.Ф. СоциолопшсскиП подход к изучению духовной жизни // Ученые записки НИИ прикладной культурологии / Кемеровский государственныП университет культуры и искусств. Кемерово, 2006. С. 27-34; Скульмовскоя Л.Г. Теоретические и методологические предпосылки исследования культурного пространства города // Социокультрное пространство сибирского города: история и современность. Сб. науч. ст. вып. 3. Ханты-Мансийск, 2006. С. 4-12 и др. 30 Основополагающие публикации по ключевым проблемам социологии городского пространства появились на Западе в начале XX в. Немецкие социологи (в первую очередь М. Вебер, Г. Зиммель и О. Шпенглер) осмыслили по-новому историю современной цивилизации. Во многом они представляли ее как историю становления городского образа жизни. В трудах западного социолога Г. Зиммеля социологический подход к категории пространства получил первоначальную глубокую разработку. Ему удалось раскрыть в своих работах социально-психологические особенности горожан, функциональный характер взаимоотношений между субъектами в городе52. К числу особенных достижений города Г. Зиммель причисляет интенсификацию психологических влияний на горожанина. В его концепции город-мстрополис представлен в виде паутины сетей, связей, взаимопересекающихся зон разделения труда, распределения, коммуникаций, денег, обмена товарами, интеллектуальных и культурных кругов. М. Веберу принадлежит идея о городе как о социально организованном иституциализированном пространстве. Он представляет город в качестве особого фрагмента реальности социальной или исторической. Неотъемлемой для городской социологии М. Вебера является тема о методах борьбы разнообразных социальных групп за контроль в городах, а также о том, как сохраняют различные группы свою власть в городах. Также он обосновывает свою точку зрения на то, что благодаря городу развиваются индивидуальные особенности человека. То есть, исходя из концепции М. Вебера, можно говорить о городе, как об инструменте исторических изменений'3. В то же время М. Вебер обнаруживает, что неотъемлемым следствием городского образа жизни является снижение вероятности личностных контактов наряду с увеличением частоты контактов вообще. '2 Зиммель Г'. Как возможно общество? // Социологический журнал. 1994. №2. С. 102-114. См.: Вебер М. История хозяйства: Город. М., 2001. 31 |