Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 62]

коммуникаций, денег, обмена товарами, интеллектуальных и культурных кругов.
М.
Веберу принадлежит идея о городе как о социально организованном иституциализированном пространстве.
Он представляет город в качестве особого фрагмента реальности — социальной или исторической.
Неотъемлемой для городской социологии М.
Вебера является тема о методах борьбы разнообразных социальных групп за контроль в городах, а также о том, как сохраняют различные группы свою власть в городах.
Также он обосновывает свою точку зрения на то, что благодаря городу развиваются индивидуальные особенности человека.
То есть, исходя из концепции М.
Вебера, можно говорить о городе, как об инструменте исторических изменений.
В то же время М.
Вебер обнаруживает, что неотъемлемым следствием городского образа жизни является снижение вероятности личностных контактов наряду с увеличением частоты контактов вообще
[42, с.
18-19].
Центральная идея работы О.
Шпенглера «Закат Европы» заключается в том, что всякая культура неминуемо переходит в цивилизацию.
Цивилизация — это судьба, рок культуры.
Цивилизация заканчивается смертью, она сама является началом смерти, истощением творческих сил культуры.
По мысли О.
Шпенглера, цивилизация характеризуется ростом городов, ослаблением влияния традиций, упадком религиозности.
Переход от культуры к цивилизации вызывает появление «трех или четырех мировых городов», «которые вобрали в себя все содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции...»
[254, с.
98].
Цивилизация есть мировой город.
Как цивилизация сменяет культуру, как смерть следует за жизнью, как окостенение сменяет развитие, так и каменный мировой город приходит на смену власти земли и душевному детству.
Крупные города поглощают деревню, столица провинцию, жизнь горожан становится все более монотонной и механической.
Житель
62
[стр. 31]

Основополагающие публикации по ключевым проблемам социологии городского пространства появились на Западе в начале XX в.
Немецкие социологи (в первую очередь М.
Вебер, Г.
Зиммель и О.
Шпенглер) осмыслили по-новому историю современной цивилизации.
Во многом они представляли ее как историю становления городского образа жизни.
В трудах западного социолога Г.
Зиммеля социологический подход к категории пространства получил первоначальную глубокую разработку.
Ему удалось раскрыть в своих работах социально-психологические особенности горожан, функциональный характер взаимоотношений между субъектами в городе52.
К числу особенных достижений города Г.
Зиммель причисляет интенсификацию психологических влияний на горожанина.
В его концепции город-мстрополис представлен в виде паутины сетей, связей, взаимопересекающихся зон разделения труда, распределения, коммуникаций, денег, обмена товарами, интеллектуальных и культурных кругов.
М.
Веберу принадлежит идея о городе как о социально организованном иституциализированном пространстве.
Он представляет город в качестве особого фрагмента реальности социальной или исторической.
Неотъемлемой для городской социологии М.
Вебера является тема о методах борьбы разнообразных социальных групп за контроль в городах, а также о том, как сохраняют различные группы свою власть в городах.
Также он обосновывает свою точку зрения на то, что благодаря городу развиваются индивидуальные особенности человека.
То есть, исходя из концепции М.
Вебера, можно говорить о городе, как об инструменте исторических изменений'3.
В то же время М.
Вебер обнаруживает, что неотъемлемым следствием городского образа жизни является снижение вероятности личностных контактов наряду с увеличением частоты контактов вообще.

'2 Зиммель Г'.
Как возможно общество? // Социологический журнал.
1994.
№2.
С.
102-114.
См.: Вебер М.
История хозяйства: Город.
М., 2001.
31

[стр.,32]

Центральная идея работы О.
Шпенглера «Закат Европы» заключается в том, что всякая культура неминуемо переходит в цивилизацию.
Цивилизация это судьба, рок культуры.
Цивилизация заканчивается смертью, она сама является началом смерти, истощением творческих сил культуры54.
По мысли О.
Шпенглера, цивилизация характеризуется ростом городов, ослаблением влияния традиций, упадком религиозности.
Переход от культуры к цивилизации вызывает появление «трех или четырех мировых городов», «которые вобрали в себя все содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции...»55.

Цивилизация есть мировой город.
Как цивилизация сменяет культуру, как смерть следует за жизнью, как окостенение сменяет развитие, так и каменный мировой город приходит на смену власти земли и душевному детству.
Крупные города поглощают деревню, столица — провинцию, жизнь горожан становится все более монотонной и механической.
Житель
мирового города не признает традиций, борьба с которыми есть, но мнению Шпенглера, борьба с культурой.
В конечном итоге, по мысли О.
Шпенглера, после цивилизации наступит смерть всей западноевропейской культурной расы.
Особая роль в социологическом подходе отводилась и отводится субъектам города, которые вносили значительный вклад в формирование его внешнего облика.
Горожане коренные жители городов, по своей природе склонны к координации действий, самоорганизации, к изобретению политических новаций, к их распространению и к применению.
Эстетизация места жительства, воспринимаемая как разумность, удобство, красота, реализовалась в своды идей, умноженных на силу, способных направлять жизнь.
Сначала отдельных небольших социальных групп, затем всего города, а потом, их влияние выходит за пределы города и управляет жизнью 54 Шпенглер О.
Закат Европы.
Т.1.
Т.
2.
М., 1993.
55 Шпенглер О.
Закат Европы.
Т.
2.
М., 1993.
С.
89-93.
32

[Back]