Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 63]

мирового города не признает традиций, борьба с которыми есть, по мнению О.
Шпенглера, борьба с культурой.
В конечном итоге, по мысли О.
Шпенглера, после цивилизации наступит смерть всей западноевропейской культурной расы.
Особая роль в социологическом подходе отводилась и отводится субъектам города, которые вносили значительный вклад в формирование его внешнего облика.
Горожане коренные жители городов, по своей природе склонны к координации действий, самоорганизации, к изобретению политических новаций, к их распространению и к применению.
Эстетизация места жительства, воспринимаемая как разумность, удобство, красота, реализовалась в своды идей, умноженных на силу, способных направлять жизнь.
Сначала отдельных небольших социальных групп, затем всего города, а потом, их влияние выходит за пределы города и управляет жизнью
государства.
Многообразие и сложность социальных практик почти зеркально отражалось в городском пространстве.
В социологическом подходе множество классификаций культурной коммуникации в городском пространстве связывается с построением микроуровневых теорий, которые изучают результаты коммуникации на уровне установок, мнений и поведения индивидов и содержат такое представление о культурном пространстве города, которое предполагает наличие множества субъектов влияния, достигающих консенсуса в процессе конкуренции между собой.
Рассмотрим социальные коммуникации в социокультурном пространстве города с позиции антропологического подхода.
С точки зрения этого подхода, город особая среда обитания человека, характеризующаяся специфическими вещно-предметными и социальнокоммуникативными особенностями его существования.
Уже на рубеже
XX-XI веков, философы, говоря о «социокультурном пространстве», концентрируют свое внимание на проблеме человеческого 63
[стр. 32]

Центральная идея работы О.
Шпенглера «Закат Европы» заключается в том, что всякая культура неминуемо переходит в цивилизацию.
Цивилизация это судьба, рок культуры.
Цивилизация заканчивается смертью, она сама является началом смерти, истощением творческих сил культуры54.
По мысли О.
Шпенглера, цивилизация характеризуется ростом городов, ослаблением влияния традиций, упадком религиозности.
Переход от культуры к цивилизации вызывает появление «трех или четырех мировых городов», «которые вобрали в себя все содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции...»55.
Цивилизация есть мировой город.
Как цивилизация сменяет культуру, как смерть следует за жизнью, как окостенение сменяет развитие, так и каменный мировой город приходит на смену власти земли и душевному детству.
Крупные города поглощают деревню, столица — провинцию, жизнь горожан становится все более монотонной и механической.
Житель мирового города не признает традиций, борьба с которыми есть, но мнению Шпенглера, борьба с культурой.
В конечном итоге, по мысли О.
Шпенглера, после цивилизации наступит смерть всей западноевропейской культурной расы.
Особая роль в социологическом подходе отводилась и отводится субъектам города, которые вносили значительный вклад в формирование его внешнего облика.
Горожане коренные жители городов, по своей природе склонны к координации действий, самоорганизации, к изобретению политических новаций, к их распространению и к применению.
Эстетизация места жительства, воспринимаемая как разумность, удобство, красота, реализовалась в своды идей, умноженных на силу, способных направлять жизнь.
Сначала отдельных небольших социальных групп, затем всего города, а потом, их влияние выходит за пределы города и управляет жизнью
54 Шпенглер О.
Закат Европы.
Т.1.
Т.
2.
М., 1993.
55 Шпенглер О.
Закат Европы.
Т.
2.
М., 1993.
С.
89-93.
32

[стр.,34]

называемых «хронотопов», в рамках которых реализовались различные модели освоения действительности.
Рассмотрим социо культурное пространство города с позиций антропологического подхода.
С точки зрения этого подхода, город — особая среда обитания человека, характеризующаяся специфическими вещнопредметными и социально-коммуникативными особенностями его существования.
Уже на рубеже
ХХ-Х1 веков, философы, говоря о «социокультурном пространстве», концентрируют свое внимание на проблеме человеческого существования.
Человек, с момента рождения и на протяжении всей своей жизни окружен городской предметно-пространственной средой.
«...
с самого начала человек имеет единое пространство...
Человеческое созерцание пространства и времени предшествует всем внешним ощущениям58».
Суждение о мире складывается у человека под влиянием окружающей его реальности.
Через пространственные формы восприятия происходит деятельное освоение мира, а также его преобразование.
Представители различных культур существуют в неодинаковых универсумах, так как в каждую культурную эпоху возникает новое, уникальное культурное пространство.
«...
механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую ведет к разрушительным последствиям59».
Антропогеосфера ландшафтная оболочка Земли, охваченная и преобразованная деятельностью человека.
Уже из сказанного выше вытекает, что города важнейшие узловые точки антропогеосферы, в которых протекание всех энергетических и информационных процессов особенно интенсивно60.
Социокультурное пространство создается в результате человеческой деятельности.
В дальнейшем оно начинает функционировать самостоятельно.
Оно обладает определенной структурой, функциями, 54 Шелср М.
Избранные произведения.
М., 1994.
С.
157-158.
У) Эко У.
Отсутствующая структура.
Введение в семиологию.
СПб., 1998.
С.
251.
60 Буровский Л.М.
У нас в антропогсосфсре Н Человек.
1991.
№ 6.
С.
5 14.
34

[Back]