исследованиям городских антропологов, стала средством борьбы против расизма. В числе классических работ такого рода необходимо назвать работы: Р. и X. Линд «Средний город» об изучении провинциальной, городской американской культуры; труд У. Уорнера «Янки-сити» об обычаях, идеях, верованиях, ритуалах американцев. В своих исследованиях города антропологи исходят из постулата, что, изучая городское сообщество в целом, необходимо изучить все его части [265, с. 113]. Рассмотрение человека в качестве составной части, элемента городского сообщества или жителя урбанизированной среды недостаточно. Важным является представление о горожанине как об активном субъекте, преобразующем среду своего обитания, конструирующем ее в соответствии со своими потребностями, создающем ее и одновременно под влиянием, как этой среды, так и своей деятельности изменяющем самого себя. Человек является создателем города и городских условий. В то же время горожанин является их продуктом. Благодаря человеку культурное пространство города наполняется духовным содержанием. Оно не существует вне человеческой деятельности. «Пространство дано ему (человеку) как распределительная структура, и через контроль над пространством он держит в своих руках все варианты взаимоотношений...» [265, с. 114]. При этом особенно важно встает аспект коммуникаций в городе. В пространстве города сосуществует большое количество пересекающих друг друга плоскостей социокультурного пространства, в том числе и коммуникативная плоскость городского пространства. Горожанин в этом пространстве является уже не просто творцом текстов, а образом, своего рода воплощением, персонифицикацией культурного пространства, «...между Я и его телом, между Я и миром не существует перехода., существует лишь истина мира и мышление, соответствующее 65 |
исследований городских антропологов, жизнь национальных сообществ стала осознаваться с позиций социокультурного различия и разнообразия. В антропологическом изучении пространства даже самого крупного города исследователи выделяли для изучения небольшие сообщества. «Культурная релятивация», воспитанная, во многом, благодаря исследованиям городских антропологов, стала средством борьбы против расизма. В числе классических работ такого рода необходимо назвать работы: Р. и X. Линд «Средний город» об изучении провинциальной, городской американской культуры ; труд У. Уорнера «Янки-сиги» — об обычаях, идеях, верованиях, ритуалах американцев* 63. В своих исследованиях города антропологи исходят из постулата, что, изучая городское сообщество в целом, необходимо изучить все его части. Французский архитектор, теоретик архитектуры Ле Корбюзье говорил о необходимости определения социальных мотивов архитектуры. Он ставил человека «превыше всех доктрин». Ле Корбюзье говорил об урбанизме как о «выражении прекрасных людских стремлений» и разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, исходных для строительства и художественного проектирования, соразмеряющих архитектурные элементы с человеческой фигурой. Эта система должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования и получила название «модулор»64. Рассмотрение человека в качестве составной части, элемента городского сообщества или жителя урбанизированной среды недостаточно. Важным является представление о горожанине как об активном субъекте, преобразующем среду своего обитания, конструирующем ее в соответствии со своими потребностями, создающем ее и одновременно под влиянием, как этой среды, так и своей деятельности изменяющем самого себя. Человек 6 7 Ьупй К $.& Ьуп(1 Н. М. М(1с11е1оит1. А зтйу 1п шойегп Атпепсап си1шге. А. Илгуез!/ НВ.1 Воок Нагсошт Вгасе Лтпоу«сЬ РиЬНвЬегз. Зап-ТЯс^о: М.У.,Ь. 1982. 63 \Уагпег М.Ь. Уапксе СКу. Ис\\-Науеп, 1963. 64 Ли Корбюзье Ш.Э. Архитектура XX века. М., 1977. 36 является создателем города и городских условий. В то же время горожанин является их продуктом. Благодаря человеку культурное пространство города наполняется духовным содержанием. Оно не существует вне человеческой деятельности. «Пространство дано ему (человеку) как распределительная структура, и через контроль над пространством он держит в своих руках все варианты взаимоотношений.. .»65. В пространстве города сосуществует большое • количество пересекающих друг друга плоскостей социокультурного пространства. Горожанин в этом пространстве является уже не просто творцом текстов, а образом, своего рода воплощением, персонифицикацией культурного пространства, «...между Я и его телом, между Я и миром не существует перехода., существует лишь истина мира и мышление, соответствующее миру»66. Социокультурное пространство современного города содержит в себе характерные черты жизнедеятельности людей. Организовывая свою деятельность в пространственной среде города, человек претворяет в действительность свое осмысление законов природы, свой способ видения мира. Олицетворением мировосприятия населения конкретною города является, например, архитектура. Мы можем говорить о том, что социокультурное пространство городапространство чувствуемое. Оно проходит через разум и сердце человека, оказывая на него активное воздействие посредством создания внешних знаков (архитектура, интерьер, одежда, этикет и т. д.), а также через ускорение ритма жизни. Внешний вид горожанина видоизменяется вместе с трансформацией культурных пространств. «Тело стало промежуточным слоем между живым и средой...67». Социокультурное пространство, посредством создаваемых знаков и текстов влияет на поведение человека в городе. «Являясь живым существом, человек растет, функционирует, 05 Бодрияр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 31. 66 Мерло-Понти М.В заиипу философии. М., 1996. С. 8-9. 67 ПлеснерХ. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 120. 37 |