миру» [42, с. 15]. Социокультурное пространство современного города содержит в себе характерные черты жизнедеятельности людей. Организовывая свою деятельность в пространственной среде города, человек претворяет в действительность свое осмысление законов природы, свой способ видения мира. Олицетворением мировосприятия населения конкретного города является, например, архитектура. Мы можем говорить о том, что социокультурное пространство города пространство чувствуемое. Оно проходит через разум и сердце человека, оказывая на него активное воздействие посредством создания внешних знаков (архитектура, интерьер, одежда, этикет и т. д.), а также через ускорение ритма жизни. Внешний вид горожанина видоизменяется вместе с трансформацией культурных пространств. «Тело стало промежуточным слоем между живым и средой...» [42, с. 16]. Социокультурное пространство, посредством создаваемых знаков и текстов влияет на поведение человека в городе. «Являясь живым существом, человек растет, функционирует, замечает как перед ним раскрывается пространство, недвижимые координаты которого пересекаются в нем самом» [42, с. 16]. Таким образом, согласно антропологическому подходу, коммуникативная составляющая социокультурного пространства современного города должна быть направлена на формирование так называемой коммуникативной компетентности, то есть на развитие умений, необходимых для вступления в контакт, самовыражения (умение выразить собственные переживания и донести информацию), реакции на высказывание собеседника, в том числе имеющего противоположную точку зрения, уважение к индивидуальности другого. Далее дадим ретроспективный анализ развития социокультурного пространства города в СССР, начиная с 20-х годов XX века и заканчивая периодом распада СССР, который является особенно малоизученным, но 66 |
является создателем города и городских условий. В то же время горожанин является их продуктом. Благодаря человеку культурное пространство города наполняется духовным содержанием. Оно не существует вне человеческой деятельности. «Пространство дано ему (человеку) как распределительная структура, и через контроль над пространством он держит в своих руках все варианты взаимоотношений.. .»65. В пространстве города сосуществует большое • количество пересекающих друг друга плоскостей социокультурного пространства. Горожанин в этом пространстве является уже не просто творцом текстов, а образом, своего рода воплощением, персонифицикацией культурного пространства, «...между Я и его телом, между Я и миром не существует перехода., существует лишь истина мира и мышление, соответствующее миру»66. Социокультурное пространство современного города содержит в себе характерные черты жизнедеятельности людей. Организовывая свою деятельность в пространственной среде города, человек претворяет в действительность свое осмысление законов природы, свой способ видения мира. Олицетворением мировосприятия населения конкретною города является, например, архитектура. Мы можем говорить о том, что социокультурное пространство городапространство чувствуемое. Оно проходит через разум и сердце человека, оказывая на него активное воздействие посредством создания внешних знаков (архитектура, интерьер, одежда, этикет и т. д.), а также через ускорение ритма жизни. Внешний вид горожанина видоизменяется вместе с трансформацией культурных пространств. «Тело стало промежуточным слоем между живым и средой...67». Социокультурное пространство, посредством создаваемых знаков и текстов влияет на поведение человека в городе. «Являясь живым существом, человек растет, функционирует, 05 Бодрияр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 31. 66 Мерло-Понти М.В заиипу философии. М., 1996. С. 8-9. 67 ПлеснерХ. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 120. 37 |