Проверяемый текст
Трофимова Елена Алексеевна. Культурное пространство современного столичного мегаполиса: горизонты оптимизации (Диссертация 2006)
[стр. 69]

Далее перейдем к анализу трансформационного процесса городского культурного пространства, реально протекающего в постсоветское время и обратим внимание на одну из существенных и перспективных особенностей исполнения государством своих политических функций тенденцию сближения культурной и национальной политик.
По мнению В.Ю.
Зорина, который в качестве Министра Российской Федерации в 2001-2004 годах координировал реализацию государственной национальной политики, логика современного этапа реформ в нашей стране, совпадающая с мировым опытом, предполагает «переключение этнических проблем с национально-территориального в культурнопросветительное и культурно-образовательное русло» [102, с.
26].
Культурно-экстерриториальный принцип этнонационального самоопределения, утверждению которого способствует реализация Федерального закона «О национально-культурной автономии»
[102, с.
12], снижает опасность этнократических вызовов.
Такие вызовы опираются на республиканский способ самоопределения, который отдельные национальные лидеры стремятся рассматривать в качестве особого рода привилегии для представителей титульной нации в их претензиях на управленческие функции и властное положение.

На наш взгляд, это способствует постепенному преодолению доминировавшей в советские годы научной «мистификации», посредством которой культуры социалистических наций и народностей «растворялись» в советской культуре.
Достаточно
остро эта мистификация отразилась на судьбе русской культуры, которая после Октябрьской революции, становясь социалистической по содержанию и интернациональной по духу, оказывалась в контексте советской культуры.
Искусственная интернационализация культур, базировавшаяся на классовом принципе, вступила в противоречие с их природой.
В этой связи в отечественной
культорологии ныне разрабатывается иной подход, когда в качестве генома культуры рассматривается этничность.
Именно этнонационалъное 69
[стр. 33]

33 что без реформирования систем государственного управления, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать большую часть программы модернизации экономики — создание благоприятного инвестиционного климата, ответственную бюджетную политику и структурные реформы.
«Экономические реформы, структурная перестройка экономики невозможны без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал образование и здоровье граждан, науку и культуру»43 44.
1.2.
Если от рассмотренных вопросов общего характера перейти к аналитике трансформационного процесса, реально протекающего в постсоветское время, то следует обратить внимание на одну из существенных и перспективных особенностей исполнения государством своих политических функций тенденцию сближения культурной и 44 национальной политик.
Специалисты в области национальной политики отмечают ее постепенную внутреннюю трансформацию, последовательное перерастание этнонационалыюй направленности в направленность этнокультурную.
По мнению В.Ю.
Зорина, в качестве Министра Российской Федерации в 2001-2004 годах координировавшего реализацию государственной национальной политики, логика современного этапа реформ в нашей стране, совпадающая с мировым 43 «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на длительную перспективу».
П Экология культуры.
Архангельск, 2001.
№ 1 С.
10-11.
44 См.
об этом подробнее в публикациях Савельева В.В.
«Тенденция сближения векторов культурной и национальной политики» (в сб.: Экология культуры.
2001.
К» 1) и «Национальный аспект в государственной культурной политике» (в сб.: Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы.
Всероссийская научно-практическая конференция.
Материалы выступлений.
М.: Издательство РАГС, 2002.)

[стр.,34]

34 опытом, предполагает «переключение этнических проблем с национально-территориального в культурно-просветительное и культурно-образовательное русло».45 Перспективность подобного «переключения» связана с тем, что оно заметно уменьшает межэтническую напряженность.
Культурноэкстерриториальный принцип этнонационального самоопределения, утверждению которого способствует реализация Федерального закона «О национально-культурной автономии»,
снижает опасность этнократичсских вызовов.
Такие вызовы опираются на республиканский способ самоопределения, который отдельные национальные лидеры стремятся рассматривать в качестве особого рода привилегии для представителей титульной нации в их претензиях на управленческие функции и властное положение.46
47 С другой стороны, российские специалисты-культурологи все чаще обращаются к анализу культуры не только как к области развития творческих сил человека, но и фактору, аккумулирующему этническое своеобразие народов и определяющему самоидентификацию индивида.4.
Значимость подобной позиции состоит в том, что она способствует постепенному преодолению доминировавшей в советские годы научной «мистификации», посредством которой культуры социалистических наций и народностей «растворялись» в советской культуре.
Достаточно
45 Зорин В.Ю.
Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики.
М., 2002.
С.
6: 4:' Хотя национально-культурная автономия нс подменяет национально-территориальный способ самоопределения, но в качестве экстерриториального принципа она, стимулируя, по компетентному мнению М.Н.
Губогло, процесс разгосударствления национальных отношении, существенно повышает статус культурного фактора в национальном самоопределении.
См.
об этом в его статье «Национальнокультурная автономия как форма разгосударственного самоопределения», опубликованной в сборнике «О национально-культурной автономии».
Материалы заседания межрегионального круглого стола.
Оренбург, 1996.
С.
17-23.
47 Следует заметить, что проблемы культурной самоидентификации лишь и самое последнее время стали относить к предметной области культурологии.
Одними из первых эту мысль высказали в своих публикациях А .Я.
Флиср (см.
об этом в его книге «Культурология для культурологов».
М., 2000.
С.
200-204) и К.Э.
Разлогов (см.
об этом в его статье «Истоки и основания культурологии», напечатанной в сборнике «Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии.
М.: РИК, 2002.
С.
15-23).


[стр.,35]

35 остро эта мистификация отразилась на судьбе русской культуры,48 которая после Октябрьской революции, становясь социалистической по содержанию и интернациональной по духу, оказывалась в амальгаме «советская культура».
Перспективность советской амальгамной культуры связывалась с тем, что она превозносилась как «прообраз всемирной духовной культуры коммунистического общества, которая будет носить общечеловеческий характер».49 * Однако реальная перспектива оказалась иной.
Искусственная интернационализация культур, базировавшаяся на классовом принципе, вступила в противоречие с их природой.
В этой связи в отечественной
культурологии ныне разрабатывается иной подход, когда в качестве генома культуры рассматривается этичность.™ Именно этнонационалыюе многообразие российского социума является базой и детерминантой его культурного разнообразия.
Сохранение этого разнообразия, отражающего многонациональный состав российского общества, становится, по мнению авторов подготовленного в 2002 году для Совета Европы доклада о культурной политике в современной России, ее определяющим императивом.
Культурное разнообразие предстает в нем как основа выживания всего человечества в условиях глобализации.
«Ведь никто не знает, отмечают авторы доклада,какой опыт, какой именно из культур будет способствовать в дальнейшем существованию и выживанию вида Ношо 8ар1епз».»51 В этом документе высказывается предположение, существенное для утверждения особой 48 По мнению Б.И.
Коваля и С.И.
Семенова нс только русское, но и российское исчезли с мировой политической карты и были заменены аббревиатурой СССР.
«Правда, за рубежом СССР по-прежнему воспринимался как Россия, внутри же страны российское (и русское) выставлялось «советским».
В республиках «советское» далеко не полностью вытесняло этническое самосознание».
Цит.
по брошюре: Коваль Б.И., Семенов С.И.
Цивилизационная идентификация России и ибероамсрнканские параллели.// Аналитические тетради Института Латинской Америки РАН.
Выпуск 4.
М., 1998.
С.7.
49 Философский энциклопедический словарь.
М., 1983.
С.
295.
5Э См.
об этом подробнее в материалах научно практической конференции «Культурология на рубеже ХХ-ХХ1 веков: некоторые проблемы и перспективы».
М.: АПРИКТ, 2001.
51 Перспелкин Л.С., Размустова Т.О.
Культурная политика и культурное разнообразие в современной России.//Ориентиры культурной политики.
2003.
№ 6.
С.б 7.

[Back]