Далее перейдем к анализу трансформационного процесса городского культурного пространства, реально протекающего в постсоветское время и обратим внимание на одну из существенных и перспективных особенностей исполнения государством своих политических функций тенденцию сближения культурной и национальной политик. По мнению В.Ю. Зорина, который в качестве Министра Российской Федерации в 2001-2004 годах координировал реализацию государственной национальной политики, логика современного этапа реформ в нашей стране, совпадающая с мировым опытом, предполагает «переключение этнических проблем с национально-территориального в культурнопросветительное и культурно-образовательное русло» [102, с. 26]. Культурно-экстерриториальный принцип этнонационального самоопределения, утверждению которого способствует реализация Федерального закона «О национально-культурной автономии» [102, с. 12], снижает опасность этнократических вызовов. Такие вызовы опираются на республиканский способ самоопределения, который отдельные национальные лидеры стремятся рассматривать в качестве особого рода привилегии для представителей титульной нации в их претензиях на управленческие функции и властное положение. На наш взгляд, это способствует постепенному преодолению доминировавшей в советские годы научной «мистификации», посредством которой культуры социалистических наций и народностей «растворялись» в советской культуре. Достаточно остро эта мистификация отразилась на судьбе русской культуры, которая после Октябрьской революции, становясь социалистической по содержанию и интернациональной по духу, оказывалась в контексте советской культуры. Искусственная интернационализация культур, базировавшаяся на классовом принципе, вступила в противоречие с их природой. В этой связи в отечественной культорологии ныне разрабатывается иной подход, когда в качестве генома культуры рассматривается этничность. Именно этнонационалъное 69 |
33 что без реформирования систем государственного управления, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать большую часть программы модернизации экономики — создание благоприятного инвестиционного климата, ответственную бюджетную политику и структурные реформы. «Экономические реформы, структурная перестройка экономики невозможны без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал образование и здоровье граждан, науку и культуру»43 44. 1.2. Если от рассмотренных вопросов общего характера перейти к аналитике трансформационного процесса, реально протекающего в постсоветское время, то следует обратить внимание на одну из существенных и перспективных особенностей исполнения государством своих политических функций тенденцию сближения культурной и 44 национальной политик. Специалисты в области национальной политики отмечают ее постепенную внутреннюю трансформацию, последовательное перерастание этнонационалыюй направленности в направленность этнокультурную. По мнению В.Ю. Зорина, в качестве Министра Российской Федерации в 2001-2004 годах координировавшего реализацию государственной национальной политики, логика современного этапа реформ в нашей стране, совпадающая с мировым 43 «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на длительную перспективу». П Экология культуры. Архангельск, 2001. № 1 С. 10-11. 44 См. об этом подробнее в публикациях Савельева В.В. «Тенденция сближения векторов культурной и национальной политики» (в сб.: Экология культуры. 2001. К» 1) и «Национальный аспект в государственной культурной политике» (в сб.: Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы. Всероссийская научно-практическая конференция. Материалы выступлений. М.: Издательство РАГС, 2002.) 34 опытом, предполагает «переключение этнических проблем с национально-территориального в культурно-просветительное и культурно-образовательное русло».45 Перспективность подобного «переключения» связана с тем, что оно заметно уменьшает межэтническую напряженность. Культурноэкстерриториальный принцип этнонационального самоопределения, утверждению которого способствует реализация Федерального закона «О национально-культурной автономии», снижает опасность этнократичсских вызовов. Такие вызовы опираются на республиканский способ самоопределения, который отдельные национальные лидеры стремятся рассматривать в качестве особого рода привилегии для представителей титульной нации в их претензиях на управленческие функции и властное положение.46 47 С другой стороны, российские специалисты-культурологи все чаще обращаются к анализу культуры не только как к области развития творческих сил человека, но и фактору, аккумулирующему этническое своеобразие народов и определяющему самоидентификацию индивида.4. Значимость подобной позиции состоит в том, что она способствует постепенному преодолению доминировавшей в советские годы научной «мистификации», посредством которой культуры социалистических наций и народностей «растворялись» в советской культуре. Достаточно 45 Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002. С. 6: 4:' Хотя национально-культурная автономия нс подменяет национально-территориальный способ самоопределения, но в качестве экстерриториального принципа она, стимулируя, по компетентному мнению М.Н. Губогло, процесс разгосударствления национальных отношении, существенно повышает статус культурного фактора в национальном самоопределении. См. об этом в его статье «Национальнокультурная автономия как форма разгосударственного самоопределения», опубликованной в сборнике «О национально-культурной автономии». Материалы заседания межрегионального круглого стола. Оренбург, 1996. С. 17-23. 47 Следует заметить, что проблемы культурной самоидентификации лишь и самое последнее время стали относить к предметной области культурологии. Одними из первых эту мысль высказали в своих публикациях А .Я. Флиср (см. об этом в его книге «Культурология для культурологов». М., 2000. С. 200-204) и К.Э. Разлогов (см. об этом в его статье «Истоки и основания культурологии», напечатанной в сборнике «Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. М.: РИК, 2002. С. 15-23). 35 остро эта мистификация отразилась на судьбе русской культуры,48 которая после Октябрьской революции, становясь социалистической по содержанию и интернациональной по духу, оказывалась в амальгаме «советская культура». Перспективность советской амальгамной культуры связывалась с тем, что она превозносилась как «прообраз всемирной духовной культуры коммунистического общества, которая будет носить общечеловеческий характер».49 * Однако реальная перспектива оказалась иной. Искусственная интернационализация культур, базировавшаяся на классовом принципе, вступила в противоречие с их природой. В этой связи в отечественной культурологии ныне разрабатывается иной подход, когда в качестве генома культуры рассматривается этичность.™ Именно этнонационалыюе многообразие российского социума является базой и детерминантой его культурного разнообразия. Сохранение этого разнообразия, отражающего многонациональный состав российского общества, становится, по мнению авторов подготовленного в 2002 году для Совета Европы доклада о культурной политике в современной России, ее определяющим императивом. Культурное разнообразие предстает в нем как основа выживания всего человечества в условиях глобализации. «Ведь никто не знает, отмечают авторы доклада,какой опыт, какой именно из культур будет способствовать в дальнейшем существованию и выживанию вида Ношо 8ар1епз».»51 В этом документе высказывается предположение, существенное для утверждения особой 48 По мнению Б.И. Коваля и С.И. Семенова нс только русское, но и российское исчезли с мировой политической карты и были заменены аббревиатурой СССР. «Правда, за рубежом СССР по-прежнему воспринимался как Россия, внутри же страны российское (и русское) выставлялось «советским». В республиках «советское» далеко не полностью вытесняло этническое самосознание». Цит. по брошюре: Коваль Б.И., Семенов С.И. Цивилизационная идентификация России и ибероамсрнканские параллели.// Аналитические тетради Института Латинской Америки РАН. Выпуск 4. М., 1998. С.7. 49 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 295. 5Э См. об этом подробнее в материалах научно практической конференции «Культурология на рубеже ХХ-ХХ1 веков: некоторые проблемы и перспективы». М.: АПРИКТ, 2001. 51 Перспелкин Л.С., Размустова Т.О. Культурная политика и культурное разнообразие в современной России.//Ориентиры культурной политики. 2003. № 6. С.б 7. |