многообразие российского социума является базой и детерминантой его культурного разнообразия. На перспективность тенденции сближения культурной и этнонациональной политик на региональном уровне обращается внимание в предисловии к первому всемирному докладу по культуре, автором которого является заместитель Генерального директора по вопросам культуры ЮНЕСКО Лурдес Ариспе. Он высказывает надежду, что современная культурная политика способна служить средством решения этнонациональных проблем, являться «эффективным противодействием шовинистическим взглядам, некорректным утверждениям и политическим, манипуляциям в этнических вопросах» [131, с. 342]. Тенденция сближения культурной и этнонациональной политики позитивна для формирования собственных региональный моделей в тех субъектах Российской Федерации, которые являются национальнотерриториальными образованиями. Создание в них региональных органов управления, курирующих реализацию национальной и культурной политики, повышает внимание к развитию языка и культуры в социокультурном пространстве не только титульного народа, но и всех других народов, живущих в субъекте Федерации, то есть способствует повышению уровня коммуникаций между ними. Не претендуя на исчерпывающий анализ всех особенностей трансформации культурного пространства города в постсоветский период, следует заметить, что сегодня он находится в состоянии бифуркации. В синергетике подобная ситуация рассматривается как точка ветвления, в которой открываются несколько возможных путей развития и нет ничего предопределенного. С одной стороны, можно отметить, что единое пространство развития советской культуры становится многоствольным и российская культура в пространстве города представляет собой диалоговый феномен, в котором с разной степенью интенсивности участвуют различные национальные субкультуры. Одновременно, с 70 |
36 статусной роли культурной политики: волна терроризма, захлестнувшая мир, является реакцией на развивающуюся культурную унификацию. На перспективность тенденции сближения культурной и этнонационапьной политик обращается внимание в предисловии к первому всемирному докладу по культуре, автором которого является заместитель Генерального директора по вопросам культуры ЮНЕСКО Лурдес Ариеле. Он высказывает надежду, что современная культурная политика способна служить средством решения этнонациональных проблем, являться «эффективным противодействием шовинистическим взглядам, некорректным утверждениям и политическим, манипуляциям в этнических вопросах».52 Тенденция сближения культурной и этнонациональной политики позитивна для формирования собственных региональный моделей в тех субъектах Российской Федерации, которые являются национальнотерриториальными образованиями. Создание в них региональных органов управления, курирующих реализацию национальной, и культурной политики, повышает внимание к развитию языка и культуры не только титульного народа, но и всех других народов, живущих в субъекте Федерации.53 На федеральном уровне ориентиры культурного процесса ныне определяются целевыми программами. Лишь недавно завершился срок действия программы «Культура России (2001-2005 годы)», продолжением которой стала федеральная целевая Программа «Культура России (2006-2010 годы)». Обе программы объединяет их предназначение комплексное решение проблем эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации, 32 Всемирный доклад по культуре. 1998: Культура, творчество и рынки. М., 2001. С. 11. 33 См. об этом подробнее в статье заместителя министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан И.И. Махмутовой «Культурная политика и культурное разнообразие» // Культурное разнообразие, развитие и глобализация. М., 2003. С. 88 92. 39 выдвинута новая цель интеграция культуры России в мировой культурный процесс и укрепление влияния на него российской культуры. Обращает на себя внимание определенное изменение акцента в вопросах взаимодействия между федеральным центром и субъектами Федерации. Если в постановлении Правительства, связанным с утверждением первой целевой программы в декабре 2000 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось принять участие в финансировании мероприятий Программы, то в аналогичном документе в декабре 2005 года тем же органам рекомендовалось учитывать положения федеральной программы при принятии региональных целевых программ в 2006-2010 годах. Подобное изменение акцента свидетельствует не только об улучшении финансирования федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета, но и о совершенствовании практики социокультурного программирования в регионах. Одновременно следует заметить, что размеры регионального культурного программирования, его качество и результативность остаются не исследуемыми, ибо в России отсутствует мониторинг как осуществляемой культурной политики в регионах, так и ее воздействия на реальный культурный процесс. Не претендуя на исчерпывающий анализ всех особенностей трансформации культурного процесса в постсоветский период, следует заметить, что сегодня он находится в состоянии бифуркации. В синергетике подобная ситуация рассматривается как точка ветвления, в которой открываются несколько возможных путей развития и нет ничего предопределенного.56 С одной стороны, молено отметить, что единое древо развития амальгамной советской культуры становится 56 Продуктивная попытка рассмотрения значения бифуркаций в преодолении кризисного состояния культуры содержится п статье Г.Г. Малинецкого «О 'рисках культуры" в условиях системного кризиса. См.: Синергетика, философия, культура. М.: Издательство РАГС, 2001. С. 107-112. |