другой стороны, хотя это и не столь заметно, происходит регионализация национальных культур, которая наиболее рельефно и зримо наблюдается в русской культуре. Проблема регионализации культурной политики и, соответственно, культурного процесса, присутствует в Основном законе, так как в нем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта» [224, с. 12]. Формулировка «общие вопросы культуры» не получила аналитического отражения в культурфилософии и нуждается в концептуально-теоретическом осмыслении. Поскольку в этом конституционном положении культура рядоположна другим компонентам социальной сферы, её целеориентированность определяется системной политикой социального государства, в фокусе внимания которой находится свободное развитие человека. Это обязывает региональные органы власти разрабатывать специальные программы развития культуры, затрагивающие потребности и интересы не только субъектов культурной сферы, но и того конкретного населения, которое осуществляет свою жизнедеятельность на определенной территории. Рассмотрим городскую комплексную программу «Культура Москвы (2008-2012гг.)». Ее доминантным принципом является «рассмотрение системы программных мероприятий в сфере культуры как необходимой составляющей при решении комплексной задачи социальноэкономического развития города и научно обоснованного управления объектами социальной сферы» [209, с. 22]. Цели этой программы (развитие культурного потенциала, сохранение исторически сложившегося культурного наследия и гармонизация культурной жизни) в значительной степени повторяют цели федеральной целевой Программы на 2008-2012 годы. И хотя эти цели конкретизируются через формулировку задач (комплексная модернизация и целевая поддержка развития сферы культуры, обеспечение доступности 71 |
40 многоствольным и российская культура представляет собой диалоговый феномен, в котором с разной степенью интенсивности участвуют русская и татарская, башкирская и удмуртская, мордовская и марийская культуры.57 58 Одновременно, с другой стороны, хотя это и не столь заметно, происходит регионализация национальных культур, которая наиболее рельефно и зримо наблюдается в русской культуре. География этого «ветвления» включает пятьдесят семь субъектов Российской Федерации: шесть краев, сорок девять областей и два города федерального значения. Все они являются административнотерриториальными образованиями. Проблема регионализации культурной политики и, соответственно, культурного процесса, присутствует в Основном законе, так как в нем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической $8 культуры и спорта» . Формулировка «общие вопросы культуры» нс получила аналитического отражения в культурологии и нуждается в концептуально-теоретическом осмыслении. Поскольку в этом конституционном положении культура рядоположна другим компонентам социальной сферы, её целеориентированность определяется системной политикой социального государства, в фокусе внимания которой находится свободное развитие человека. Это обязывает региональные органы власти разрабатывать специальные программы развития культуры, затрагивающие потребности и интересы не только субъектов культурной сферы, но и того конкретного населения, которое осуществляет свою жизнедеятельность на определенной территории. 57 К существенным особенностям социокультурного постсоветского времени относится языковая политика, в которой русский язык является государственным для всех субъектов Российской Федерации, а 34 языка имеют статус государственных в 21 республике (национально-территориальных образованиях). 58 Конституция Российской Федерации. М.: Издательство «Ось-89», 1997. С. 23. 41 В ряде краев и областей Российской Федерации эти программы не отличаются глубиной проработки и оригинальностью, а потому по своему подходу и построению порой дублируют федеральную целевую программу. Таковой была и первая городская комплексная программа «Культура Москвы (2002-2004 гг.)».59 60 Ее доминантным принципом являлось «рассмотрение системы программных мероприятий в сфере культуры как необходимой составляющей при решении комплексной задачи социально-экономического развития города и научно обоснованного управления объектами социальной сферы»/’0 Цели первой московской комплексной программы (развитие культурного потенциала, сохранение исторически сложившегося культурного наследия и гармонизация культурной жизни)61 в значительной степени повторяют цели федеральной целевой Программы на 2001-2005 годы. И хотя эти цели конкретизируются через формулировку задач (комплексная модернизация и целевая поддержка развития сферы культуры, обеспечение доступности учреждений культуры для населения, создание широкого спектра культурных продуктов, развитие материально-технической и финансовой базы отрасли, развитие межрегиональных и международных культурных связей62), московская Программа в значительной степени носит обезличенный характер. Она недостаточно отражает специфические особенности жизнедеятельности городского сообщества и проблемы развития культурного процесса в столичном мегаполисе в направлении оптимизации качества жизни москвичей. С одной стороны, решение этой 59 Первой городской комплексной программе предшествовала узкоотраслсвая Программа развития культуры Москвы на 1995-2000 годы. Вторая городская целевая комплексная программа «Культура Москвы (2005-2007 гг.) по теоретикометодологическим основаниям, содержанию, структуре и форме является продолжением первой программы. Её принципиальная новизна заключается в возможности финансирования реализации мероприятий по трем вариантам: базовому, реалистическому и оптимистическому. 60 Городская целевая комплексная программа «Культура Москвы (2002-2004 гг.)». Раздел ! .Обоснование применения и характеристика программных методов для модернизации и целевой поддержки сферы культуры Москвы. М., 2002. С. 10. 61 См. там же. С. 5. 62 См. там же. С. 5-6. |