Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 80]

как и природа, и сущность коммуникации и диалога как механизма организации социокультурного пространства.
Рассмотрим основные теоретико-методологические подходы к определению категории «социокультурное пространство».
Первые попытки дать определение социокультурного пространства можно встретить в структурной антропологии и у этнографов, но в этой научной сфере не предлагается рассмотрение пространства как особой категории или как формы бытия культуры.
Труды антропологов начала XX века (П.
Тейяр де Шарден, Э.Б.
Тайлор и др.
) рассматривали культурное пространство, по выражению Ж.
Делёза, как «географическую экзотику»
[73, с.
18].
Рассматривая в своих трудах понятие «культурного поля» А.
Тойнби не предполагает рассмотрения качественной определенности социокультурного пространства.
Среди тех, кто впервые употребил понятие культурного пространства, был Ф.
Бродель.
В своем труде, посвященном цивилизации, он обозначил, что цивилизация это «район, культурное пространство, собрание культурных характеристик и феноменов».
Однако заметно, что для Ф.
Броделя культурное пространство связано исключительно с локализацией определенных феноменов, с территорией их распространения
[36, с.
33].
В структурализме человек был изъят из культурного пространства.
Согласно этому направлению, развитие индивида, его жизнь формируются и протекают вне зависимости от внешней среды.
Ж.
Деррида представлял культурный ландшафт как «...архитектуру покинутого (или незаселенного) города, который...
был оставлен людьми.
В этом городе, низведенном до состояния скелета, еще живут некоторые призраки культуры, фантомы значения, которые только и удерживают его от перехода в природное состояние»
[229, с.
10-11].
После сдачи структурализмом своих позиций в западной философии меняются и представления исследователей о социокультурном
80
[стр. 15]

Глава 1.
Пространственная организация города: город как система §1.
Социокультурное пространство города в рамках дискурсивных практик научного знания Категория пространства является одной из наиболее фундаментальных в человеческом сознании.
Индивиду свойственно понимание пространства в единстве с категорией времени, как пространственно-временной континуум, а так же, как охватывающей и включающей его самого реальности.
Изучение категории «пространство» уходит корнями в глубокое прошлое.
Эта категория играет важную роль в структуре мира.
В пространстве разворачиваются все события мирового масштаба.
Само пространство непосредственный участник мирового процесса, обусловливающий его ход.
Поэтому проблема пространства находится в центре исследований психологов, историков, социологов, культурологов, искусствоведов, литературоведов, архитекторов, градостроителей, г еографов и представителей других наук.
В последние годы появились и вошли в научный оборот такие понятия, как «социальное пространство», «экономическое пространство», «историческое пространство», «экологическое пространство», «политическое пространство» и др.
Первые попытки дать определение социокультурного пространства можно встретить в структурной антропологии и у этнографов, но в этой научной сфере не предлагается рассмотрение пространства как особой категории или как формы бытия культуры.
Труды антропологов начала XX века (П.
Тейяр де Шарден, Э.Б.
Тайлор и др.20) рассматривали культурное пространство, по выражению Ж.
Делёза, как «географическую экзотику».

25 25 См., например, Тейяр де Шарден П.
Феномен человека.
М., 2002; Тайлор Э.Б.
Первобытная культура.
М.
1989.
15

[стр.,16]

Рассматривая в своих трудах понятие «культурного поля» А.
Тойнби не предполагает рассмотрения качественной определенности социокультурного пространства21.
Среди тех, кто впервые употребил понятие культурного пространства, был Ф.
Бродель.
В своем труде, посвященном цивилизации, он обозначил, что цивилизация это «район, культурное пространство, собрание культурных характеристик и феноменов»22.
Однако заметно, что для Ф.
Броделя культурное пространство связано исключительно с локализацией определенных феноменов, с территорией их распространения.

В структурализме человек был изъят из культурного пространства.
Согласно этому направлению, развитие индивида, его жизнь формируются и протекают вне зависимости от внешней среды.
Ж.
Деррида представлял культурный ландшафт как «...архитектуру покинутого (или незаселенного) города, который...
был оставлен людьми.
В этом городе, низведенном до состояния скелета, еще живут некоторые призраки культуры, фантомы значения, которые только и удерживают его от перехода в природное состояние»23.

После сдачи структу рализмом своих позиций в западной философии меняются и представления исследователей о социокультурном
пространстве.
Теперь его соотносят с совершенным телом, формирующим идеологию людей.
Пространство стало восприниматься синонимичным понятию «Другой», в сопоставлении себя с которым человек познает себя.
С середины XX века в западной философской мысли активизируется направленность к выделению смыслового поля социокультурного пространства.
Истоки данной тенденции мы видим в процессе изменения научных суждений о категории пространства вообще.
Продолжительное время философское знание вытесняло категорию пространства на второй план по отношению ко времени.
Пространство и время в философии соотносились как подобные друг другу явления (пространство заполнено 21 См.: Тойнби А.
Постижение истории.
М., 1990.
12 Бродель Ф.
Материальная цивилизация, экономика и капитализм.
М., 1992.
23 Цит.
по: Гурко Е.
Тексты (Зс-конструкшш.
Томск, 1999.
С.
36.
16

[Back]