Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 81]

пространстве.
Теперь его соотносят с совершенным телом, формирующим идеологию людей.
Пространство стало восприниматься синонимичным понятию «Другой», в сопоставлении себя с которым человек познает себя.
С середины XX века в западной философской мысли активизируется направленность к выделению смыслового поля социокультурного пространства.
Истоки данной тенденции мы видим в процессе изменения научных суждений о категории пространства вообще.
Продолжительное время философское знание вытесняло категорию пространства на второй план по отношению ко времени.
Пространство и время в философии соотносились как подобные друг другу явления (пространство заполнено
временными объектами бытия; время наполнено событиями пространственными).
Эти категории без труда способны к взаимному перекодированию.
Во второй половине XX века актуализируется внимание к пространственным характеристикам объектов в области социальнофилософского знания.
Усиливается интерес к поискам наиболее полной и адекватной пространственно-временной картины вселенной, которая сумела бы вместить в себя и сознание, и физический макрокосм.
Понятие «социокультурное пространство» приобрело здесь немаловажное значение.
Его рассматривают в непосредственной связи с разумной деятельностью человека.
«Основная разница между пространством и временем проявляется в их отношении к человеку как воспринимающему субъекту...»
[234, с.
37].
Отличие пространственных структур от временных в их топологических качествах.
Пространственные структуры обладают признаками обратимости, возможностью существования в трех измерениях одновременно.
В социокультурном пространстве могут сосуществовать прошедшие и современные культурные пласты.
Пространство является действенным элементом культуры.
Каждое социокультурное пространство
это органическое 81
[стр. 16]

Рассматривая в своих трудах понятие «культурного поля» А.
Тойнби не предполагает рассмотрения качественной определенности социокультурного пространства21.
Среди тех, кто впервые употребил понятие культурного пространства, был Ф.
Бродель.
В своем труде, посвященном цивилизации, он обозначил, что цивилизация это «район, культурное пространство, собрание культурных характеристик и феноменов»22.
Однако заметно, что для Ф.
Броделя культурное пространство связано исключительно с локализацией определенных феноменов, с территорией их распространения.
В структурализме человек был изъят из культурного пространства.
Согласно этому направлению, развитие индивида, его жизнь формируются и протекают вне зависимости от внешней среды.
Ж.
Деррида представлял культурный ландшафт как «...архитектуру покинутого (или незаселенного) города, который...
был оставлен людьми.
В этом городе, низведенном до состояния скелета, еще живут некоторые призраки культуры, фантомы значения, которые только и удерживают его от перехода в природное состояние»23.
После сдачи структу рализмом своих позиций в западной философии меняются и представления исследователей о социокультурном пространстве.
Теперь его соотносят с совершенным телом, формирующим идеологию людей.
Пространство стало восприниматься синонимичным понятию «Другой», в сопоставлении себя с которым человек познает себя.
С середины XX века в западной философской мысли активизируется направленность к выделению смыслового поля социокультурного пространства.
Истоки данной тенденции мы видим в процессе изменения научных суждений о категории пространства вообще.
Продолжительное время философское знание вытесняло категорию пространства на второй план по отношению ко времени.
Пространство и время в философии соотносились как подобные друг другу явления (пространство заполнено
21 См.: Тойнби А.
Постижение истории.
М., 1990.
12 Бродель Ф.
Материальная цивилизация, экономика и капитализм.
М., 1992.
23 Цит.
по: Гурко Е.
Тексты (Зс-конструкшш.
Томск, 1999.
С.
36.
16

[стр.,17]

временными объектами бытия; время наполнено событиями пространственными).
Эти категории без труда способны к взаимному перекодированию.
Во второй половине XX века актуализируется внимание к пространственным характеристикам объектов в области социальнофилософского знания.
Усиливается интерес к поискам наиболее полной и адекватной пространственно-временной картины вселенной, которая сумела бы вместить в себя и сознание, и физический макрокосм.
Понятие «социокультурное пространство» приобрело здесь немаловажное значение.
Его рассматривают в непосредственной связи с разумной деятельностью человека.
«Основная разница между пространством и временем проявляется в их отношении к человеку как воспринимающему субъекту...»2*.

Отличие пространственных структур от временных в их топологических качествах.
Пространственные структуры обладают признаками обратимости, возможностью существования в трех измерениях одновременно.
В социокультурном пространстве могут сосуществовать прошедшие и современные культурные пласты.
Пространство является действенным элементом культуры.
Каждое социокультурное пространство
эго органическое целое, в котором все составные части сплочены коллективными ценностями.
Категория пространства становится предметом интереса всё большего числа научных дисциплин.
В западноевропейском научном знании возникло особое направление проссемика.
Оно занято изучением культурных пространств.
По мнению представителей данного направления, «пространство является “говорящим”.
Оно наделяется смыслами, варьирующимися от культуры к культуре.
К трем измерениям пространства проссемика добавляет четвертое — культурное...
внутри этого пространства существуют сильные и слабые коды» 2; Текст-культура-семиотика нарратива.
Тарту , 1989.
С.
29.
35 Эко У.
Отсутствующая структура.
Введение в семиологию.
СГ16., !998.
С.
247.
17

[Back]