Региональная идентичность имеет иной характер. Она выражает привязанность человека к своей малой родине, к тому месту, где он родился или живет и работает. В основе этого вида идентичности находится земляческий или территориально-географический фактор, т.е. ощущение совместного проживания совокупности людей на определенной территории, имеющей административные, хозяйственные, социальнокультурные границы. При этом территория играет конструктивную роль не сама по себе, а в связи с тем, что она соединяется с историей и культурой, образуя культурный ландшафт. В городских условиях культурный ландшафт это сохраняемые места исторической застройки и памятных событий, архитектурные ансамбли и культовые сооружения, топонимы и мемориальные объекты. Культурная идентичность, в отличие от региональной, не является объективно обусловленной (подобная обусловленность присутствует также в тендерной и семейной идентичности), а в значительно большей степени имеет субъективно-ценностную природу. Она зависит от имеющихся знаний, ценностей, норм и образцов, на которые личность ориентируется в своей жизни, и от их соответствия новым условиям жизнедеятельности и коммуникативной составляющей городского пространства. «Проходя» через сознание и память человека, культурная идентификация приобретает индивидуально-смысловой характер. Свойственная культуре способность сохранять и передавать последующим поколениям социально-культурный опыт, интеллектуальные, нравственные, художественные достижения предшествующих поколений, являются одним из важнейших факторов формирования личности. Идентифицируя себя с теми или иными ценностями культуры или артефактами, присущими региональной общности, личность не просто переживает их как атрибут своей территориально-городской принадлежности, но и осознает их как часть самой себя. Будучи 84 |
61 2) этнокультурные идентичности (этническая и религиозная);85 3) социально-конструктивистские идентичности (к ним относятся приобретаемые посредством субъективных усилий профессиональнотрудовая, социальная и собственническая идентичности);86 4) территориально-гражданские идентичности (региональная и гражданская). В разработанной М.Н. Губогло типологии, исходя из задач нашего исследования, следует, прежде всего, обратить внимание на территориально-гражданскую идентичность, имеющую региональную и гражданскую составляющие. Вторая из них, как отмечает автор монографии, состоит в установлении правовых взаимоотношений между* человеком и государством. Гражданская идентичность охватывает взаимные права, обязанности и ответственность, основанные на признании и уважении достоинства, важнейших прав и свобод человека. Региональная идентичность имеет иной характер. Она выражает привязанность человека к своей малой родине, к тому месту, где он родился или живет и работает. В основе этого вида идентичности находится земляческий или территориально-географический фактор, т.е. ощущение совместного проживания совокупности людей на определенной территории, имеющей административные, хозяйственные, социально-культурные границы. При этом территория играет конструктивную роль не сама по себе, а в связи с тем, что она соединяется с историей и культурой, образуя культурный ландшафт. В городских условиях культурный ландшафт это сохраняемые места 85 В предлагаемой М. Н. Губогло типологии, культурная идентичность соединяется с этнической, так как «исполнение этнической роли, как и любой другой социальной роли, требует нс только знания определенного набора правил, вмонтированных в ко*стскст данной этнической культуры, но и обладания некоторой этнически окрашенной атрибутики из сферы духовной и материальной культуры». Губогло М.Н. Указ. сом. С. 197. ^ Социальная идентичность, представляющая собой некую иерархическую пирамиду неформальных норм и ценностей, приобретается в ходе социализации. Она включает, по мысли автора, совокупность гендерной, семейной, этнической, профессиональной и имущественной идентичностей. Губогло М.Н. Указ. соч. С. 326. 62 исторической застройки и памятных событий, архитектурные ансамбли и культовые сооружения, топонимы и мемориальные объекты. Культурная идентичность, в отличие от региональной, не является объективно обусловленной (подобная обусловленность присутствует также в гендерной и семейной идентичности), а в значительно большей степени имеет субъективно-ценностную природу.87 Она зависит от имеющихся знаний, ценностей, норм и образцов, на которые личность ориентируется в своей жизни, и от их соответствия новым условиям жизнедеятельности. «Проходя» через сознание и память человека, культурная идентификация приобретает индивидуально-смысловой характер. Свойственная культуре способность сохранять и передавать последующим поколениям социально-культурный опыт, интеллектуальные, нравственные, художественные достижения предшествующих поколений, являются одним из важнейших факторов формирования личности. Идентифицируя себя с теми или иными ценностями культуры или артефактами, присущими региональной общности, личность не просто переживает их как атрибут своей территориально-городской принадлежности, но и осознает их как часть самой себя. Будучи интериоризированными, ценности, нормы и традиции культуры оказываются совокупной силой, связывающей личность с данной территориальной общностью, олицетворяющей ее региональную определенность. Стереотипы идентичности существуют на обыденном уровне. Здесь они имеют достаточно глубокие корни, ибо отражают 87 С педагогической точки зрения культурная идентификация определяется Н.Р. Милютиной как «базовый воспитательный процесс, сущность которого состоит в установлении подобия между собой и своим народом, ценностным отношением к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении проживать свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами» // Милютина Н.Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации. Авторсф. дисс. насоиск. уч. степ. канд. псд. наук. Волгоград, 2000. С.7. |