Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 88]

безуспешно интегрируются лишь в плоскости общего предмета изучения или проектирования.
Представители средового (комплексного) подхода в исследовании города применяли термин «городская среда», для обозначения особого уровня развития города, которому свойственны не просто организованность физического пространства, но присутствие духовной составляющей, под которой понимается городская культура в широком значении (включающем особый тип социальных взаимоотношений).

С точки зрения социологического подхода, социокультурное пространство
города это способ присвоения, социальной организации и структурирования пространства обитания людей.
В этом аспекте оно выражает формы существования различных пространственно-временных отношений так
называемых «хронотопов», в рамках которых реализовались различные модели освоения действительности.
Согласно антропологическому подходу, появление идеалов, которым должен соответствовать человек, строго определяет его внешний вид, а также его взгляды на окружающий мир.
Горожанин, становясь объектом городской культуры, оказывается под ее воздействием.
Она определяет правила его существования.
Социокультурное пространство города формирует личность, которая наделяется ключевыми характеристиками данной культуры.
Мода, нормы, правила поведения формируют социальное тело горожанина, имеющее свои отличительные особенности и специфические черты в разных городах.

Важность обсуждения в современном дискурсе вопроса идентификации и самоидентификации в социокультурном пространстве современного города не вызывает сомнений.
Благодаря региональнокультурной идентификации город становится более близким, соразмерным человеку, обретает характеристики родного пространства и воспринимается как потенциально неопасный.
Момент восстановления индивидуального достоинства человека, его идентичности в пространстве 88
[стр. 30]

издревле воспринимается культурой как характерная черта «настоящего» 50 города .
Итак, представители средового (комплексного) подхода в исследовании города применяли термин «городская среда», для обозначения особого уровня развития города, которому свойственны не просто организованность физического пространства, но присутствие духовной составляющей, под которой понимается городская культура в широком значении (включающем особый тип социальных взаимоотношений).
Рассмотрим социологический подход к социокультурному пространству города.
С точки зрения социологического подхода, социокультурное пространство
является частью пространства социального51.
Преимущественно пространство исследуется здесь в контекстах урбанизации или социализации личности.
Город в рамках этого подхода рассматривается как качественно новая форма объединения людей на базе общественных отношений.
Осмысление города как особого социального и культурного явления возникло уже в античной Греции.
В классическом греческом языке понятие «полис» имело такие значения, как «город», «государство» и «гражданская община».
Сами греки, скорее всего, поставили бы на первое место не «город» (так как допускалось, что полис мог городом и не быть) и не «государство» (для них оно было отвлеченным понятием), а такое определение как «коллектив граждан».
Ведь в любом полисе они видели, в первую очередь, людей.
В «Истории Пелопоннесской войны» греческий историк Фукидид (460-400 до н.э.) приводит характерное высказывание афинского политика и стратега Никия: «Полис это, прежде всего люди (буквально «мужи»), а не стены города или корабли».
* 31 50 Глазычев В.Л.
Поэтика городской среды //ЬМр:/Л\мА\'.81а2>сЬсу.гш11лЫ1а11оп5&С1Йе5/198б_роеПка.цт/И9 31 См., например: Петров И.Ф.
СоциолопшсскиП подход к изучению духовной жизни // Ученые записки НИИ прикладной культурологии / Кемеровский государственныП университет культуры и искусств.
Кемерово, 2006.
С.
27-34; Скульмовскоя Л.Г.
Теоретические и методологические предпосылки исследования культурного пространства города // Социокультрное пространство сибирского города: история и современность.
Сб.
науч.
ст.
вып.
3.
Ханты-Мансийск, 2006.
С.
4-12 и др.
30

[стр.,33]

государства.
Многообразие и сложность социальных практик почти зеркально отражалось в городском пространстве.
Человек как преобразующая сила окультуривал ландшафт повсюду, где увеличивал его разнообразие, повышал сложность и мозаичность местности, создавая тот самый излишек энергии, который и переходил в новое качество образ.
Если, осваивая пространство, человек, открывал скрытую в кажущемся хаосе природы закономерность, ему неизбежно открывалась ее красота.
«Возделывать землю не значит злоупотреблять ею, истощать и разрушать ее, а значить улучшать ее, вводить в большую силу и полноту бытия» писал В.
Соловьев56 * *.
Для современных мегаполисов применим термин урбанизированный ландшафт.
Урбанизированный ландшафт это физическое распространение урбанизма на негородской ландшафт5'.
Урбанизация эго особая форма пространственной организации бытия человека.
Это определенный исторический этап развития общества, который сопровождается процессом активного формирования городов, как особых поселений, с большой численностью населения, сконцентрированного на сравнительно небольшой территории.
Городские жители расширяют сферу своей деятельности, отдаляясь от старой сельскохозяйственной экономической и социальной базы.
Новая поселенческая структура существует с опорой на индустриальную основу.
Социокультурное пространство города, как среда обитания, является социально обозначенным и сконструированным, посредством занесения социальных реальностей в физический мир.
Таким образом, с точки зрения социологического подхода, социокультурное пространство города это способ присвоения, социальной организации и структурирования пространства обитания людей.
В этом аспекте оно выражает формы существования различных пространственно-временных отношений так
56 Соловьев В.С.
Оправдание добра.
Нравственная философия.
Т.
I.
М., 1988.
С.
54-55.
КаганскиП В.Л.
К феноменологии урбанизированных ландшафтных сред // Городская среда: проблемы существования.
М., 1990.
С.
81.
33

[стр.,38]

замечает как перед ним раскрывается пространство, недвижимые координаты которого пересекаются в нем самом»68.
Появление идеалов, которым должен соответствовать человек, строго определяет его внешний вид, а также его взгляды на окружающий мир.
Горожанин, становясь объектом городской культуры, оказывается под ее воздействием.
Она определяет правила его существования.
Социокультурное пространство города формирует личность, которая наделяется ключевыми характеристиками данной культуры.
Мода, нормы, правила поведения формируют социальное тело горожанина, имеющее свои отличительные особенности и специфические черты в разных городах.

Культурно-семиотический подход к социокультурному пространству города может быть представлен работами В.Н.
Топорова, Ю.М.
Лотмана, Р.
Барта, В.В.
Абашева, М.В.
Горбаневского, О.А.
Лавреновой, Е.В.
Макарова, Л.М.
Дмитриевой.
По предположениям современных ученых-антропологов, изначальным импульсом семиотизации пространства, стало складывание первобытных религиозных верований, имеющих разную форму выражения в различных культурных традициях.
Семиотические концепты возникают тогда, когда образ «поднимается» до символа и «опускается до знака»69.
В этом случае, культурное пространство города можно рассматривать как семиотическую систему.
В результате превращения среды в знаковую систему, где в роли знака выступают природные объекты или элементы культурного ландшафта, а в роли означаемого архетипы, трансцендентные понятия и категории и соответствующие символы, создается религиозно-мифологическая или сакральная география, складывается символическое понимание пространства.
С эпохой великих географических открытий в европейских культурах начался процесс накопления реальных знаний о географическом пространстве, вытеснивших иконо1рафичнооть представлений о мире.
Но 68 Фуко М.
Слова и вещи: Археология гуманитарных наук.
М, 1977.
С.
370.
69Лрутюнова Н.Д.
Образ (опыт концептуального анализа) // Референция и проблемы текстообразования.
М., 1988.
С.
117-130 38

[Back]