устойчивых черт обыденной культуры, а далее в системе мотивационноценностных (поведенческих) ориентации не только среди рядовых граждан, но и среди должностных лиц, а также профессионалов, стало закрепляться институционально средствами социальной, экономической и культурной политики. В режиме диалога с другими людьми формируются установки личности, ее картина мира, осуществляется обмен идеями. Люди узнают о существовании различных черт характера, склонностей и интересов. В диалоге они усваивают социальный и культурный опыт, включают его в свою повседневную жизнедеятельность. Диалог способствует формированию и поддержанию групповых структур. А его нарушение влияет на изменение и разрушение этих структур. Следовательно, диалогичность общения занимает чрезвычайно важное место не только среди других компонентов образа жизни людей, но и в системе человекосредовых метаболизмов, а значит, и социокультурного воспроизводства как такового. Исследование социокультурных коммуникаций культурного пространства города, их структуры, а также специфики и перспектив развития определено как фундаментальными теоретическими вопросами философии, так и задачами, выдвигаемыми конкретно-научным анализом современных коммуникаций и проблем, связанных с их продуктивным функционированием. Исходя из контекста поставленной исследования, культурфилософское изучение коммуникативной составляющей города можно обозначить как познание всеобщего о целостности совместного, коллективного общественного бытия в городе, об условиях и факторах его формирования. В качестве неотъемлемой части культурфилософского исследования коммуникативной составляющей города выступает общество, а также постоянно изменяющаяся действительность социальной 95 |
§2. Социокультурное пространство города с позиции социальнофилософского подхода: ценностно-символический аспект. Социально-философский подход к изучению городского пространства представляется нам наиболее приоритетным в условиях современности. Данный подход не просто рассматривает социальные отношения и связь социума с различными сферами окружающей его городской действительности, но изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей. Он позволяет рассмотреть город как сложный социокультурный феномен, находящийся в процессе трансформации, связанной с такими явлениями, как глобализация, транснационализм, информатизация, визуализация, виртуализация. Исходя из контекста поставленной задачи, предметом социальнофилософского изучения можно обозначить знание всеобщего о целостности совместного, коллективного общественного бытия в городе, об условиях и факторах его формирования. В качестве неотъемлемого объекта социальнофилософского исследования выступает общество, а также постоянно изменяющаяся действительность социальной жизни в единстве и многообразии человеческих взаимоотношений в пространстве города. Общество это динамично развивающаяся система, поэтому в социальной философии нет определенных раз и навсегда заключений. Социокультурные процессы в современном городе настолько динамичны, что их определение, а тем более детальное рассмотрение, требуют выработки новых взглядов на их изучение. Социальная философия, основываясь на анализе понятий, в современной сложной и неоднозначной социокультурной ситуации вынуждена определять и решать актуализирующиеся вопросы социального бытия горожан. Социально-философский подход интерпретирует социокультурное пространство как сложный, многослойный и синтетичный феномен, отражающий процессы современной социокультурной действительности. Социальная философия определяет грани социального процесса, исследуя 40 |