жизни в единстве и многообразии человеческих взаимоотношений в пространстве города. Культурфилософский подход интерпретирует коммуникативную составляющую города как сложный, многослойный и синтетичный феномен, отражающий процессы современной социокультурной действительности. Культурфилософия определяет грани социального процесса, исследуя коммуникативную составляющую города как систему разноуровневых форм взаимозависимости индивидов. Она дает определение масштабов организации общества в городе, и задает, таким образом, условия воспроизводства и обновления социального процесса в целом и его отдельных компонентов в частности, в том числе и коммуникативной составляющей города. Культурфилософия, постигая коммуникативную составляющую города, ее структурные компоненты не просто подвергает рассмотрению закономерности коллективного существования людей, но и выявляет ценностные основания этого существования. В этом заключается важное отличие социальнофилософского подхода к коммуникативной составляющей города. Несмотря на частое обращение исследователей к городской проблематике, информация о культурных коммуникациях представлена в незначительном объеме и, зачастую, не имеет четкой структуры. Существует множество теорий коммуникаций, классификаций, но не один из авторов не обратился непосредственно к системе коммуникаций культурного пространства города. Не освещена в публикациях и проблема сосуществования и развития культурных коммуникаций. В условиях современного плюрализма субкультур, не редко исключающих по своему идейному содержанию одна другую, особенно остро стоит вопрос о развитии связей между ними, удерживающих культурное пространство города в целом от хаоса и распада и позволяющих сохранить и сделать достоянием гласности каждую из субкультур в отдельности. Подобное тонкое равновесие достигается за счет функционирования коммуникаций. 96 |
общество как систему разноуровневых форм взаимозависимости индивидов. Она дает определение масштабов темпорально-пространственной организации общества, и задает, таким образом, условия воспроизводства и обновления социального процесса в целом и его отдельных компонентов в частности, в том числе и социокультурного пространства города. Социальная философия, постигая социокультурное пространство, его структурные компоненты не просто подвергает рассмотрению закономерности коллективного существования людей, но и выявляет ценностные основания этого существования. В этом заключается важное отличие социальнофилософского подхода от представленных ранее теоретических подходов. Для выявления рамок исследования городского пространства необходимо развести понятия культурного пространства и социокультурного пространства. Понятия «культура» и «культурная деятельность», которые включает в себя категория культурного пространства, являются довольно обширными. Фактически они охватывают все явления материальной и духовной жизни социума. Также следует отметить, что в рамках этих понятий рассматриваются и природные, и экономические характеристики города, как культурного ландшафта. Социокультурное пространство города как сложное явление, наиболее целесообразно рассматривать с точки зрения системного подхода, подразумевая, что в его рамках реализуется социокультурная деятельность. Исходя из системного подхода, наиболее доказательной и четко структурированной представляется концепция А.В. Соколова. Он определяет социокультурную деятельность как культурную деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей б) развитию способностей индивидов и поддержанию их творческой деятельности в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию ^ К7 культурных ценностей . 87 87 Соколов Л.В. Феномен социокультурной деятельности. СПб., 2003. С. 18. 50 |