ства, сама по себе не порождает ничего социального: ни дружбы, ни признания, ни уверенности, ни человеческих контактов. В понятии социальной уверенности, которая лежит в основе нашей социальной политики, выражается специфически техническое заблуждение, когда частный аспект безопасности, достигаемый с помощью политики «безопасность системы», принимается за социальную безопасность. Счастье, уверенность в себе, здоровье, творчество, культура — все это чудесные, желанные вещи. Политика не может гарантировать успешное осуществление индивидуальной жизненной цели... Социальное государство не может компенсировать социальные потери прогресса». [260] Понятие «социальная политика», прочно взятое на вооружение современными государствами на Западе, используется в социальном маневрировании, амортизации противоречий, манипуляции общественным сознанием. Неизбежная в определенных условиях каждая уступка, частичная мера в социальных конфликтах подается как очередное достижение социальной политики в обеспечении нужд малообеспеченных слоев населения. [229] Так, например, Дания, известная в Европе своими «завоеваниями» в области решения социальных проблем, нередко пропагандируется как едва ли не образец социалистического развития в социальной сфере. Иначе характеризует эту практику бывший министр социальных проблем в правительстве Дании Ритта Бъяррегаард: «С политической точки зрения, задача социальной политики состоит в том, чтобы разрешить, если это возможно, или, по меньшей мере, скрыть и закамуфлировать трения, которые возникают в обществе... Социальная политика является исторически прямой противоположностью социализму: она возникла и начала осуществляться в целях борьбы против социализма путем смягчения некоторых наиболее очевидных социальных эксцессов капитализма». [135] Представляется, что «германское экономическое чудо» как продукт социальной рыночной экономики и сама концепция по прошествии половины столетия в значительной степени утратили свою актуальность. При этом конец 90-х годов принес рост государственного долга и массовую безработицу, спад |
рождения предохранить от всех превратностей жизни, то есть когда стараются крепко-накрепко оградить человека от всех перемен судьбы, тогда — и это вполне ясно — нельзя требовать от людей, воспитанных в таких условиях, чтобы они выявили в необходимой мере такие качества, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижениям производительности и другие лучшие качества, столь судьбоносные в жизни и будущности науки, и которые, сверх того, являются предпосылкой создания основанного на личной инициативе социального рыночного хозяйства» [139]. Принципиально иную трактовку сущности и социального государства, и подлинных возможностей социальной политики в условиях рыночного хозяйства предлагает социолог Б.Гугенбергер: «социальная политика, — пишет он, — призывая к «возрождению социального» ради кризиса буржуазного общества, сама по себе не порождает ничего социального: ни дружбы, ни признания, ни уверенности, ни человеческих контактов. В понятии социальной уверенности, которая лежит в основе нашей социальной политики, выражается специфически техническое заблуждение, когда частный аспект безопасности, достигаемый с помощью политики «безопасность системы», принимается за социальную безопасность. Счастье, уверенность в себе, здоровье, творчество, культура — все это чудесные, желанные вещи. Политика не может гарантировать успешное осуществление индивидуальной жизненной цели... Социальное государство не может компенсировать социальные потери прогресса» [139]. Понятие «социальная политика», прочно взятое на вооружение современными государствами на Западе, используется в социальном маневрировании, амортизации противоречий, манипуляции общественным сознанием. Неизбежная в определенных условиях каждая уступка, частичная мера в социальных конфликтах подается как очередное достижение социальной политики в обеспечении нужд малообеспеченных слоев населения [108]. 17 Так, например, Дания, известная в Европе своими «завоеваниями» в области решения социальных проблем, нередко пропагандируется как едва ли не образец социалистического развития в социальной сфере. Иначе характеризует эту практику бывший министр социальных проблем в правительстве Дании Ритга Бъяррегаард: «С политической точки зрения, задача социальной политики состоит в том, чтобы разрешить, если это возможно, или, по меньшей мере, скрыть и закамуфлировать трения, которые возникают в обществе... Социальная политика является исторически прямой противоположностью социализму: она возникла и начала осуществляться в целях борьбы против социализма путем смягчения некоторых наиболее очевидных социальных эксцессов капитализма» [146,152]. В соответствии с представлениями автора, «германское экономическое чудо» как продукт социальной рыночной экономики и сама концепция по прошествии половины столетия в значительной степени утратили свою актуальность. При этом конец 90-х годов принес рост государственного долга и массовую безработицу, спад активности зарубежных инвесторов. Оказалась весьма сомнительной сама возможность достижения сформулированной Л.Эрхардом стратегической цели социального рыночного хозяйства — обеспечение «благосостояния для всех». Кроме того, несмотря на первоначальные значительные реальные преимущества социального государства, созданного на концептуальной базе социальной рыночной экономики, в Германии в настоящее время уже не отвергают влияния на его функционирование процессов глобализации мировой экономики. Так, многие отечественные экономисты и социологи, рассматривая основные элементы общенациональной системы социального обеспечения в Германии, повторяют ставшие расхожими аргументы о сходстве социальноэкономической ситуации Германии 1945-46 гг. и России 1992-93 гг. (спад производства, развал финансово-денежной системы, неограниченный рост цен, инфляция) и возможности использования аналогичных методов преодоления 18 |