Проверяемый текст
Викторов, Олег Николаевич; Регулирование механизма социальной защиты населения региона в условиях экономического кризиса (Диссертация 1998)
[стр. 152]

Во многом похожая тенденция к расширению гражданских прав развивается и в современной России, но при этом в экономически развитых странах их преимущественно политическое и личностное содержание дополняется социальным, то в России преимущественно социальное политическим и личностным.
Во многом сближение в методических подходах по составу гражданских прав объясняется
с одной стороны, признанием недостаточности рыночных механизмов в решении социальных проблем, а с другой, политической демократизацией постсоциалистической системы.
Такие понятия как социальные права, социальные гарантии, социальная защита довольно глубоко вошли в общественное сознание граждан России и пользуются гораздо большей поддержкой и пониманием у населения, чем права политические.

Именно поэтому, можно утверждать, что в современной России в большей части отсутствует взаимосвязь и взаимообусловленность между отдельными составляющими комплекса гражданских прав, прежде всего, между его политической и социальной составляющими.

Так, группа социологов, проведя в начале 90-х годов обследование общественного мнения о социальных гарантиях, отмечала, в частности, что «сложившаяся практика предоставления социальных гарантий ...
по существу ориентировалась на удовлетворение минимальных потребностей людей и отвечала лишь задачам их физического выживания».

[228] С точки зрения нормального удовлетворения социальных и социальноэкономических потребностей человека прежняя, советская система распределения общественных благ имела много недостатков.
Один из них
сведение удовлетворения таких потребностей к уровню, ограниченному содержанием социальных гарантий.
Во многом это объяснялось особенностями действующего общественного устройства, политикой советского государства, низкой эффективностью народного хозяйства.
Удовлетворение необходимых потребностей подавляющего большинства населения лишь в пределах минимального уровня в условиях ограничений эффективности производства, которые были порождены самим строем, служило важнейшей предпосылкой мобилизации ре
[стр. 77]

77 второй половины нынешнего столетия, при этом, можно утверждать, что социальная составляющая стала неотъемлемой частью всего комплекса прав человека и гражданина.
Вместе с тем, по мере социального прогресса конкретное содержание социальных прав не остается полностью неизменным, а трансформируется в соответствии с меняющимися условиями, при том, что их содержание неодинаково при различных общественных устройствах, в разных странах.
Следует отметить, что взаимное обогащение страновым опытом предоставления и реализации социальных прав и гарантий сочетается с поддержанием их национальной специфики как по интерпретации, так и по механизмам осуществления.
/ Следует иметь в виду, что последовательность в предоставлении различных гражданских прав в России отличается от той, которая имела место в экономически развитых странах, где длительное время преимущественные акценты делались на политической и личностной области гражданских прав, при этом подразумевалось, что обеспечения одних только политических и индивидуальных свобод достаточно, чтобы гражданин получил возможность обеспечить себе (и своей семье) благосостояние.
Лишь с середины нынешнего столетия социальные и социально-экономические права в ряде экономически развитых стран стали занимать столь же важное место в концепции, системе и практике обеспечения гражданских прав и в результате сочетания рыночной экономики с политикой "государства благосостояния" появляется социальное рыночное хозяйство.
Таким образом, формируется относительно единообразный комплекс гражданских прав.
Во многом похожая тенденция к расширению гражданских прав развивается и в современной России, но при этом в экономически развитых странах их преимущественно политическое и личностное содержание дополняется социальным, то в России преимущественно социальное


[стр.,78]

78 политическим и личностным.
Во многом сближение в методических подходах по составу гражданских прав объясняется,
по мнению автора, с одной стороны, признанием недостаточности рыночных механизмов в решении социальных проблем, а с другой, политической демократизацией постсоциалистической системы.
Такие понятия как социальные права, социальные гарантии, социальная защита довольно глубоко вошли в общественное сознание граждан России и пользуются гораздо большей поддержкой и пониманием у населения, чем права политические.

Показательно, например, отношение к переменам в общественной жизни,в том числе к предоставлению политических прав и свобод, выявленное в ходеопросов общественного мнения, проводимых в 1997 году.
Так обеспечение политических свобод поддерживают от трети до половины населения, тогда как обеспечение социальной защиты девять из десяти опрошенных человек, следовательно, политические права, в отличие от социальных, в современных условиях не являются самоценными для большинства граждан России [108 ].
Именно поэтому, можно утверждать, что в современной России в большей части отсутствует взаимосвязь и взаимообусловленность между отдельными составляющими комплекса гражданских прав прежде всего между его политической и социальной составляющими.

Группа социологов, проведя в начале 90-х годов обследование общественного мнения о социальных гарантиях, отмечала, в частности, что "сложившаяся практика предоставления социальных гарантий ...
по существу ориентировалась на удовлетворение минимальных потребностей людей и отвечала лишь задачам их физического выживания"
[149 ].
С точки зрения нормального удовлетворения социальных и социальноэкономических потребностей человека прежняя, советская система распределения общественных благ имела много недостатков.
Один из них


[стр.,79]

79 сведение удовлетворения таких потребностей к уровню, ограниченному содержанием социальных гарантий.
Во многом это объяснялось особенностями действующего общественного устройства, политикой советского государства, низкой эффективностью народного хозяйства.
Удовлетворение необходимых потребностей подавляющего большинства населения лишь в пределах минимального уровня в условиях ограничений эффективности производства, которые были порождены самим строем, служило важнейшей предпосылкой мобилизации ресурсов
для ускоренной индустриализации страны, поддержания ее обороноспособности, просто обеспечения расширенного воспроизводства [9].
Однако ограниченность социальных гарантий сама по себе не является специфической чертой социализма.
Фактически она выражает сущность социальных гарантий при любом общественном строе, хотя степень их ограниченности сильно различается по странам.
Обеспечение социальных гарантий, как показывает их вышеприведенный список, в той или иной степени сказывается на многих сторонах жизни населения.
Оно играет существенную роль в удовлетворении и материальных, и нематериальных потребностей человека, но в достаточно узких пределах.
"Социально гарантированный минимум удовлетворения потребностей, отмечал экономист С.
Шаталин.
это водораздел между социальной и экономической потребностью ....
идентификация той части общественных потребностей, которые образуют бесплатные блага коллективного пользования" [146].
В современной экономической литературе часто встречаются высказывания ряда ученых-экономистов о том, что формирование системы социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в основном предполагает не полное, а минимальное удовлетворение базовых потребностей, при том, что ниже этого минимального уровня практически невозможны как существование человека так и реализация

[Back]