Проверяемый текст
Болдинов, Владимир Михайлович. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности (Диссертация 2000)
[стр. 105]

§ 3.
Развитие института ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в России и за рубежом В гражданском законодательстве Российской Империи исследуемый нами специальный деликт появился в конце XIX в.
Нормы прототипы соответствующих конструкций советских
Гражданских кодексов, содержащие признаки ответственности за причинение вреда повышенноопасной деятельностью (предметами), можно увидеть в ст.
683 Свода законов гражданских, в ст.
92 Общего устава российских железных дорог,
в приложениях к ст.
156 (19)—156 (24) Устава о промышленности и др.1 Понятие деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, а также источника повышенной опасности, появилось в результате первой советской кодификации гражданского законодательства (ГК РСФСР 1922г.).
Несмотря на то, что рассматриваемые правовые категории очень мало присутствуют в зарубежном гражданском праве, отдельные признаки деликта, урегулированного в настоящее время нормами ст.
1079 ГК
РФ, появились в цивилистике уже достаточно давно.
Известно, что попытки разрешения проблем, связанных с причинением вреда в результате создания «повышенной опасности», обусловлены началом бурного развития научнотехнического прогресса во второй половине XIX века.
Эти процессы, наряду с другими факторами, обусловили тенденцию девальвации вины в гражданском праве как условия ответственности2.
Повышенная ответственность за причинение вреда владельцами «опасных предприятий» (прежде всего железнодорожных) была предусмотрена уже в Австрийском законе от 5 марта 1869г., Германском законе от 7 июня 1871г., Швейцарском
1 Болдшгов В.М.
Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности.
СПб., 2002.с.
12.
2 Кулагин М.И.
Предпринимательство и право: опыт Запада/Избранные труды.
М„ 1997.
-с.
280.

105
[стр. 11]

11 Глава 1 Сущность ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности § 1.
Понятие и признаки источника повышенной опасности в российском гражданском праве Термин «источник повышенной опасности», обозначающий рассматриваемое нами понятие, появилось в результате первой советской кодификации гражданского законодательства.
Несмотря на то, что данная правовая категория практически не существует в зарубежном праве , отдельные признаки деликта, урегулированного в настоящее время нормами ст.
1079 ГК,
появились в цивилистике уже достаточно давно.
Известно, что попытки разрешения проблем, связанных с причинением вреда в результате создания «повышенной опасности», обусловлены началом бурного развития научно-технического прогресса во второй половине XIX века.
Эти процессы, наряду с другими факторами, обусловили тенденцию девальвации вины в гражданском праве как условия ответственности .
Повышенная ответственность за причинение вреда владельцами «опасных предприятий» (прежде всего железнодорожных) была предусмотрена уже в Австрийском законе от 5 марта 1869 г., Германском законе от 7 июня 1871 г., Швейцарском
законе от 1 июля 1875 г.
и др.4.
«Идея повышения опасностей», как некоторое «этическое оправдание для привлечения к ответственности того, кто оказался лишь случайной 2 Пожалуй, за исключением законодательства стран, входивших ранее в СССР.
^ _______ J См.: Кулагин М.
И.
Предпринимательство и право: опыт Запада // Избранные труды.
М., 1997.
С.
280.

4 См.: Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной \ комиссии по составлению Гражданского уложения / Под ред.
И.
М.
Тютрюмова.
Т.
2.
СПб., 1910.
С.
1282.


[стр.,12]

и невольной причиной вреда» , была предложена немецким юристом М.
Рюмелином: тот, кто своей деятельностью повышает опасности для окружающих свыше обычного уровня, должен нести на себе и ответственность за это повышение .
Для обоснования возложения подобной ответственности использовалась также «идея риска», выдвинутая французской юриспруденцией: всякий, кто действует, должен нести на себе риск за все случайные последствия своей деятельности .
Цивилисты и по сей день продолжают задаваться вопросами по поводу функций и сущности безвиновной ответственности, в том числе ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности .
В законодательстве Российской Империи исследуемый нами специальный деликт появляется в конце XIX века.
Нормы — прототипы соответствующих конструкций советских
кодексов, содержащие признаки ответственности за причинение вреда повышенно опасной деятельностью (предметами), можно заметить в ст.
683 Свода законов гражданских, ст.
92 Общего устава российских железных дорог,
приложениях к ст.
156 -15624 Устава о промышленности и др.
В соответствии со ст.
683 Свода законов гражданских (в ред.
Закона от 4 июня 1912 г.) владельцы железнодорожных и пароходных предприятий отвечали за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, если не доказывали, что несчастье произошло: а) не по вине управления предприятием и его агентов или б) вследствие воздействия непреодолимой силы.
Ст.
688 Свода законов гражданских предусматривала возложение ответст12 См.: Покровский И.
А.
Основные проблемы гражданского права (по изд.
1917 г.).
М., 1998.
С.
287.
6 См.: Там же.
С.
288.
П См.: Там же.
П См., напр.: Дмитриева О.
В.
Ответственность без вины в гражданском праве: Автореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
СПб., 1996; Ровный В.
В.
Проблемы единства российского частного права.
Иркутск, 1999.
С.
239-266.

[Back]