Проверяемый текст
Шишкин, Сергей Константинович. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, по российскому гражданскому праву (Диссертация 2004)
[стр. 109]

социальный характер.
В Гражданском кодексе РСФСР 1964г.

ст.454 называлась «Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности»; согласно ее диспозиции, «организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и
т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Аналогичное положение было
закреплено и в наименовании диспозиции ст.
128 Основ гражданского законодательства Союза ССР
и республик 1991г.
В ст.
404 ГК РСФСР 1922 г.
был указан примерный перечень объектов, в связи с которыми деятельность приобретает повышенную опасность.
Для определения на практике, представляет ли тот или иной вид деятельности повышенную опасность для окружающих был установлен общий критерий, исходя из характера объектов, перечисленных в этой статье.
Деятельность, представляющая повышенную опасность для окружающих, характеризуется тем, что она связана с применением специальных мер по технике безопасности, причем не исключается полностью случайная возможность причинения вреда, несмотря на все принятые меры1.
Статьи прежних Гражданских кодексов РСФСР об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, содержали перечни субъектов ответственности, то есть владельцев источников повышенной опасности.
Согласно ст.
404 ГК РСФСР 1922г., это (как уже отмечалось выше) «лица и предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, как то: железные дороги, трамвай, фабричнозаводские предприятия, торговцы горючими материалами, держатели диких животных, лица, возводящие строения и иные сооружения, и т.
п.»; а по ст.
1 Иоффе О.С.
Обязательства по возмещению вреда-Л., 1952.
-с.
48.
109
[стр. 22]

Если подойти к этой проблеме с точки зрения формальной логики, то совершенно ясно, что причиной создания повышенной опасности для окружающих является сам человек и сфера его деятельности.
В качестве отступления мысленно перенесемся в каменный век, где опасность для человека исходила только от диких зверей и сил природы.
Теперь возвратимся в наше время и в полной мере ощутим результаты научно-технического прогресса: движущиеся механизмы, ядерные реакторы, высокотоксичные вещества, опасные производственные объекты, линии электропередач высокого напряжения и т.п., которые окружают человека на протяжении всей жизни.
Будем исторически справедливы и последуем последнему замыслу законодателя: в порядковом соотношении сферу человеческой деятельности поставим на первое место, а объекты материального мира на второе.
В то же время следует отметить, что это два необходимых элемента, без которых невозможно возникновение обязательства, вытекающего из специального деликта.
Чтобы более детально осветить и попытаться разрешить эту проблему, необходимо провести сравнительный анализ российского гражданского законодательства XX века.
В наскоро разработанном и принятом ВЦИК в 1922 году ГК РСФСР введен термин «источник повышенной опасности» в ст.
404: «Лица и предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, как-то: железные дороги, трамваи, фабрично-заводские предприятия, торговцы горючими материалами, держатели диких животных, лица, возводящие строения и иные сооружения, и т.п.
отвечают за вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла или грубой небрежности самого потерпевшего».
22

[стр.,23]

Безусловно, эта норма появилась в связи с развитием промышленности, технического прогресса в начале XX века и носила социальный характер.
В Гражданском кодексе РСФСР 1964
года ст.
454 называлась «Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности»; согласно ее диспозиции, «организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и
т.д.),.
обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Аналогичное положение было
записано в наименовании и диспозиции ст.
128 Основ гражданского законодательства Союза ССР
в редакции 1991 года.
В новом ГК РФ ст.1079 именуется: «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих».
Абз.
1 п.
1 ст.
1079 гласит: «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, U ^ О связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п.
2 и п.
3 ст.
1083 настоящего Кодекса».
Во всех трех кодексах деятельность не отделяется от предметов этой деятельности, а, наоборот, они взаимосвязываются и образуют предмет правового регулирования внедоговорного отношения владельцев источников

[Back]