Проверяемый текст
Шишкин, Сергей Константинович. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, по российскому гражданскому праву (Диссертация 2004)
[стр. 110]

454 ГК РСФСР 1964 г.
это «организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т.
п.)».
Идентично был сформулирован п.1 ст.
128 Основ гражданского законодательства Союза ССР
и республик 1991г.
(с той лишь разницей, что термины «организации» и «владельцы автомобилей» были заменены соответственно терминами «юридические лица» и «владельцы автотранспортных средств»).
Во всех трех российских Гражданских кодексах деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, не отделяется от предметов этой деятельности, а наоборот, они взаимосвязываются и образуют предмет правового регулирования внедоговорного отношения владельцев источников повышенной опасности, связанного с причинением вреда.
Все три сравниваемые статьи
анализируемых гражданских Законов, не претерпели концептуальных изменений, за исключением изменяющегося перечня видов деятельности и объектов, создающих повышенную опасность для окружающих.
В новый перечень
добавляются атомная энергия, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и электрическая энергия высокого напряжения.
Существует мнение, что первый Гражданский кодекс РСФСР к повышенной опасности относил объекты, второй их владельцев.
Думается, прав В.А.
Тархов, говоря, что в первых двух Кодексах примерный перечень помещался в
пояснении слова «лица», а в третьем к слову «деятельность»1.
Сравнение ст.
454 ГК РСФСР и ст.
1079 ГК РФ показывает, что наряду с понятием «источник повышенной опасности» ныне применяется новый термин — «деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих».
Он позволяет использовать более широкий подход к 1 Тархов В.А.
Источник повышенной опасности//Вестник Саратовской государственной академии права.
Саратов, 1997.
-с.

7.
110
[стр. 23]

Безусловно, эта норма появилась в связи с развитием промышленности, технического прогресса в начале XX века и носила социальный характер.
В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года ст.
454 называлась «Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности»; согласно ее диспозиции, «организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т.д.),.
обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Аналогичное положение было записано в наименовании и диспозиции ст.
128 Основ гражданского законодательства Союза ССР
в редакции 1991 года.
В новом ГК РФ ст.1079 именуется: «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих».
Абз.
1 п.
1 ст.
1079 гласит: «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, U ^ О связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п.
2 и п.
3 ст.
1083 настоящего Кодекса».
Во всех трех кодексах деятельность не отделяется от предметов этой деятельности, а, наоборот, они взаимосвязываются и образуют предмет правового регулирования внедоговорного отношения владельцев источников

[стр.,24]

повышенной опасности, связанного с причинением вреда.
Все три сравниваемые статьи
не претерпели концептуальных изменений, за исключением изменяющегося перечня видов деятельности и объектов, создающих повышенную опасность для окружающих.
В новый перечень
добавляюся атомная энергия, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и электрическая энергия высокого напряжения.
Существовало мнение, что первый Кодекс к повышенной опасности относил объекты, второй их владельцев.
Думается, прав В.А.Тархов, говоря, что в первых двух кодексах примерный перечень помещался в
пояснение слова «лица», а в третьем к слову «деятельность».
Словарь русского языка С.И.Ожегова толкует деятельность как «занятие, труд, работу каких-нибудь органов, сил природы».
Следуя этой трактовке, можно предположить, что деятельность человека подразумевает какие-то активные, целенаправленные действия.
На наш взгляд, в контексте со статьями вышеперечисленных кодексов понятия деятельности и действия не тождественны, поскольку деятельность необходимо понимать в широком смысле слова.
Например, бездействие субъекта, вызванное ненадлежащим обеспечением хранения радиоактивных веществ, в результате чего произошло заражение граждан, охватывается правоотношением, предусмотренным ст.
1079 ГК РФ.
ВС РФ в Постановлении Пленума от 28 апреля 1994 года сослался на встречающийся в практике пример самопроизвольного воздействия вредоносных свойств опасных предметов (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля), разъяснив, что «ответственность за вред по правилам ст.
454 ГК РСФСР наступает только в том случае, если вред возник в результате действия источника повышенной 24 1Тархов В.А.
Источник повышенной опасности // Вестник Саратовской государственной академии права.
Саратов, 1997.
С.

117.
2Ожегов С.И.
Словарь русского языка.
М.: Изд-во «Русский язык», 1982.
С.
146.

[Back]