Проверяемый текст
Власова, Анна Димитрова. Гражданско-правовое регулирование обязательств вследствие причинения имущественного вреда жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности (Диссертация 2004)
[стр. 30]

присуща, главным образом, охранительная функция.
В науке гражданского права внедоговорные обязательства принято относить к числу охранительных обязательств.
Представляется, что в понятии «охранительные обязательства» соединяются фактически две функции охраны и защиты прав и интересов, поэтому надо признать не совсем корректным наименование «охранительные обязательства», поскольку понятия «охрана» и «защита» не совпадают по содержанию.
Охрана представляет собой систему мер, которые предназначены для того, чтобы не допустить нарушений прав и интересов участников гражданских правоотношений, а защита вступает в действие, когда нарушение прав и интересов уже произошло.
В сущности, обязательства, которые именуют охранительными, предстают перед нами как «охранительно-защитительные»1.
Причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, традиционно выделяется в специальный деликт ввиду того, что как сам механизм причинения вреда, так и условия возникновения этого деликтного обязательства, обладают существенными отличиями.
Ответственность за вред, причиненный этой деятельностью, является более строгой по сравнению с обычной гражданско-правовой ответственностью, так как наступает независимо от вины тех лиц, которые занимаются такой опасной для окружающих деятельностью.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

(абз.
2 п.
1 ст.
1079 ГК РФ).
Именно в этом смысле, ответственность по ст.
1079 ГК РФ иногда 1 Корнеев С М.
Указ.
соч.
-с 615.
30
[стр. 99]

осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ; обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Из приведенных определений нельзя не видеть, что для отнесения лица к числу владельцев источника повышенной опасности требуется наличие следующих признаков.
Субъектом возмещения в порядке ст.
1079 ГК РФ может быть лишь гражданин или юридическое лицо, обладающее соответствующей правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью.
В отличие от малолетних, которые освобождаются от имущественной ответственности как по сделкам, так и вследствие причинения ими вреда, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, согласно ст.
ст.
26, 1074 ГК РФ, самостоятельно несут ответственность и по сделкам, и за причиненный вред.
Самостоятельно несут ответственность и несовершеннолетние, которые в момент причинения вреда либо неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по сделке, а также в момент разрешения спора судом обладали полной дееспособностью.
Речь идет о несовершеннолетних, объявленных полностью дееспособными в порядке эмансипации либо вступивших в брак до достижения 18-летнего возраста (ст.
ст.
21, 27 ГК РФ,

[Back]