Проверяемый текст
Болдинов, Владимир Михайлович. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности (Диссертация 2000)
[стр. 81]

Русская цивилистическая доктрина всегда была верна римской традиции, и институт владения не является в этом смысле исключением1.
Есть ли основания утверждать, что для целей ответственности закон понимает владение как-то иначе, чем обычно? На этот вопрос следует, на наш взгляд, ответить отрицательно.

Следует заметить, что в выборе между правом и фактом нормы ст.
1079 ГК
РФ явно отдают предпочтение последнему.
Фактическое обладание, материальная связь лица с вещью, то, что в римском праве называлось corpus possessions (тело владения)2, имеет в деле квалификации субъекта ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности значительно большее значение, нежели право владения
(ins possidendi), юридическая (идеальная) связь с вещью.
Так, незаконный владелец источника повышенной опасности самостоятельно отвечает за причинение им вреда, а законный владелец, наоборот, от ответственности освобождается, хотя и продолжает оставаться обладателем права на вредоносный предмет (п.
2 ст.
1079 ГК
РФ).
Вместе с тем, право владения обычно носит характер квалифицирующего признака, а в отдельных случаях может даже «перевесить» фактический элемент3.

В юридической науке и практике принято выделять два признака владельца источника повышенной опасности юридический и материальный, которые впервые выделены О.А.
Красавчиковым4.
Под владением вещью в гражданском праве понимается юридически обеспеченная возможность иметь у себя данное имущество, фактически обладать им и т.п.5 Юридический признак означает, что владельцем признается лишь то лицо, которое обладает соответствующим правомочием в отношении источника повышенной опасности.
Таковыми могут быть право 1 Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права: По изд.
1916 г.
М., 1998.
-с.
230-232, 234.
2 Бартошек М.
Римское право: понятия, термины, определения.

М., 1989.
-с.
92.
3 Власова А.Д.
Указ.
соч.
-с.
102.
4 См.: Советское гражданское право.
В 2 т./Под ред.
О.А.
Красавчикова.
М., 1985.
Т.
2.
-с.
388-389.
5 Маттеи У., Суханов Е.А.
Основные положения права собственности.
М., 1999.
-с.
311.
81
[стр. 170]

дения давно подмечен в литературе .
Уже в Древнем Риме институт юридического владения {possessio) был внутренне противоречив, объединяя в себе правовой и фактический аспекты .
Русская цивилистическая доктрина всегда была верна римской традиции, и институт владения не является в этом смысле исключением .
Есть ли основания утверждать, что для целей ответственности закон понимает владение как-то иначе, чем обычно? На этот вопрос следует, на наш взгляд, ответить отрицательно.

Поэтому источник повышенной опасности и не может являться деятельностью, так как деятельностью, как известно, владеть нельзя.
Следует заметить, что в выборе между правом и фактом нормы ст.
1079 ГК
явно отдают предпочтение последнему.
Фактическое обладание, материальная связь лица с вещью, то что в римском праве называлось corpus possessions (тело владения) , имеет в деле квалификации субъекта ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности значительно большее значение, нежели право владения
(ius possidendi), юридическая (идеальная) связь с вещью.
Так, незаконный владелец источника повышенной опасности самостоятельно отвечает за причинение им вреда, а законный владелец наоборот от ответственности освобождается, хотя и продолжает оставаться обладателем права на вредоносный предмет (п.
2 ст.
1079 ГК).

Вместе с тем право владения, обычно, носит характер квалифицирующего признака,' а в отдельных случаях может даже «перевесить» фактический элемент,
о чем мы скажем особо.
Абз.
2 п.
1 ст.
1079 ГК приводит перечень оснований законного владения источником повышенной опасности.
Этот перечень не является закрытым (законодатель при его изложении использует выражение «и т.
п.»).
Подробнее см.: Хвостов В.
М.
Система римского права.
С.
272-273.
О О О ' См.: Дождев Д.
В.
Римское частное право.
С.
325.
389 См.: Покровский И.
А.
Основные проблемы гражданского права.
С.
230-232.
См.: Бартошек М.
Римское право: понятия, термины, определения.

С.
92.
170 234.

[Back]