Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 19]

1 «2многими исследователями в России (Л.Е.Поляков, А.М.Петровский, з 4 5 Г.А.Попов ) и за рубежом (Т.Аллисон , Дж.Торренс ).
Значительный этап в изучении общественного здоровья связан с охватившей в 70-80-е гг.
Западную Европу и США волной исследований факторов риска в рамках программ профилактики здоровья.
Изучались такие важные параметры образа жизни, как потребление алкоголя и курение, физическая активность, оптимизация питания, борьба с избыточной массой тела, контроль за артериальным давлением, и их влияние на показатели смертности и заболеваемости.
Размах этих исследований во всем мире, когда контингент обследованных
колебался от нескольких тысяч до 2 миллионов человек, а продолжительность наблюдений составляла от нескольких до 20 лет, вызывает искреннее восхищение.
В России также осуществлялись профилактические программы в ряде городов.
Крупнейшие из них: под эгидой Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР, где изучались результаты вторичной профилактики
6 гипертонии ; в рамках крупного международного исследования «MONIKA» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) изучался вклад традиционных факторов риска в изменение заболеваемости и 1Поляков Л.Е., Малинский Д.М.
Метод комплексной вероятностной оценки состояния здоровья населения // Советское здравоохранение.
1971.
№3.

2 Петровский А.М.
О выборе обобщенного показателя здоровья // Системный анализ и моделирование в здравоохранении.
Новокузнецк, 1980.

з Попов Г.А., Петров П.П., Турлыбеков Ж.Г.
Научно-технический прогресс, окружающая среда и здоровье населения.
М., 1984.

4 Allison T.N.
Measuring health status with local data // Procedings of the Public Health Confer on Records and statistic.
N.J.
1976.
5 Torrance G.W.
Models of index status of health unified mathematical approach // Med.
Sci.
1976.
Vol.
22.
№9.
6Бритов А.
И.
Вторичная профилактика артериальной гипертонии в организованных популяциях.
Автореф.
дисс....
на соиск.
уч.
ст.
д.
мед.
н.
М., 1985.
[стр. 442]

Эмпирическое изучение этих процессов позволяет определить реальные параметры складывающейся обыденной практики людей и ее интеграции в особые способы и стили жизни новых социальных групп и общностей [18].
§ 5.
Здоровье населения как междисциплинарная проблема.
Становление социологии здоровья Здоровье населения — комплексный социально-гигиенический и экономический показатель, который интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи, находясь в то же время под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества.
Можно сказать, что это интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях.
Общественное здоровье как социальный феномен традиционно изучается через систему индикаторов, которые характеризуют не столько здоровье, сколько болезненные состояния, заболеваемость, смертность, уровень физического развития людей.
Сегодня этот перечень дополняется и другими показателями, но исторически проблематика социологии здоровья связана именно с изучением заболеваемости и смертности.
Становление дисциплины.
В то время как история изучения индивидуального здоровья насчитывает почти две тысячи лет, восходя к медицине Древней Греции, концепции общественного здоровья едва ли два столетия.
Ее возникновение связано с идеями Великой французской революции [25, с.
14].
В России внимание к проблеме здоровья обычных людей — крепостных крестьян — впервые привлекли М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев.
Изучение здоровья по показателям заболеваемости и смертности началось почти сто лет назад в процессе сплошного обследования сначала в Московской губернии, а затем по всей стране силами земских санитарных статистиков [22, 32].
Тогда же впервые и в России, и в мире было предпринято изучение заболеваемости населения по данным обращаемости к врачу [4].
Сбор материала происходил ежегодно по единой программе и касался, помимо заболеваемости, санитарной культуры и условий быта городского и сельского населения.
В первые послереволюционные и далее, в 20—30-е гг., изучение заболеваемости стало проводиться более дифференцированно: по отдельным профессиональным группам, регионам и наиболее распространенным заболеваниям с использованием выборочных методов.
Было начато также систематическое изучение структуры причин смертности и факторов отдельных заболеваний.
Позже все это позволило развернуть исследования в различных направлениях: коммунальной гигиены, географической медицины, социологии медицины, медицинской демографии и др.
Наряду с этим велись исследования, ставившие своей целью получить комплексную характеристику здоровья населения путем интеграции данных обо всех факторах здоровья в единый оценочный показатель, куда включались даже такие косвенные характеристики, как, например, среднее количество лет обучения на одного взрослого; доля семей, не имеющих автомобиля и т.п.[10, с.
13—14].
Подобные попытки с разной степенью успеха делались многими исследователями в России (Л.Е.Поляков [34], А.М.Петровский [33], Г.А.Попов [35]) и за рубежом (Т.Аллисон [44], Дж.Торренс [52]).
Значительный этап в изучении общественного здоровья связан с охватившей в 70-80-е гг.
Западную Европу и США волной исследований факторов риска в рамках программ профилактики здоровья.
Изучались такие важные параметры образа жизни, как потребление алкоголя и курение, физическая активность, оптимизация питания, борьба с избыточной массой тела, контроль за артериальным давлением, и их влияние на показатели смертности и заболеваемости.
Размах этих исследований во всем мире, когда контингент обследованных


[стр.,443]

колебался от нескольких тысяч до 2 миллионов человек, а продолжительность наблюдений составляла от нескольких до 20 лет, вызывает искреннее восхищение.
В России также осуществлялись профилактические программы в ряде городов.
Крупнейшие из них: под эгидой Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР, где изучались результаты вторичной профилактики
гипертонии [6]; в рамках крупного международного исследования «MONIKA» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — изучался вклад традиционных факторов риска в изменение заболеваемости и смертности.
В последнем (десятилетнем скриннинге) социологический блок обеспечивали сотрудники Института социологии [48].
Самый неутешительный и многократно подтвержденный вывод из всех профилактических программ состоял в том, что никакие профилактические мероприятия не способны были повлиять на уменьшение смертности населения и, по мнению врачейучастников этих мероприятий, подобные программы, включая методы обследования и технологию практического воздействия, не могли быть рекомендованы для широкого внедрения [51].
Тем временем привлечение внимания к исследованиям здоровья во многих странах привело к их интенсификации.
Помимо традиционных показателей (демографических, заболеваемости и физического развития), не рассматривавших здоровье как социальный феномен, на Западе в начале 70-х гг.
началось изучение социальных характеристик здоровья, включая субъективное отношение к своему здоровью, социальные установки и самосохранительное поведение людей.
Переход к широкому взгляду на здоровье определил и смену приоритетов в подходе к анализу условий и факторов сохранения и формирования здоровья.
Именно этот период можно считать моментом рождения социологии здоровья.
В России, к сожалению, во взгляде на сущность здоровья до сих пор преобладает узкомедицинская парадигма мышления, что предопределяет все еще эмбриональное состояние собственно социологии здоровья.
Уточнение предмета в ряду других дисциплин о здоровье населения.
Выделение социологии здоровья в самостоятельную субпредметную область предполагает определение ее предмета.
Дело в том, что «здоровье населения», будучи достаточно разработанным в качестве научной категории [3, с.
90; 17, с.
29; 21, с.
124], остается малоисследованным как социальный феномен, хотя ясно, что «понять и определить здоровье невозможно в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от различных сфер проявлений его жизнедеятельности, вне связи с целями и назначениями человека» [24, с.
48].
Неудивительно, что такой сложный феномен является объектом исследования ряда наук и научных направлений, каждое из которых занимает свою «нишу».
Медицинская демография изучает здоровье с точки зрения состояния, динамики и структуры народонаселения.
Она формировалась на стыке теоретической медицины, социальной гигиены и демографии.
М.С.Бедный предлагал называть медицинскую демографию «демографией здоровья» [2, с.
13].
Социология медицины, по мнению A.M.Изуткина, В.П.Петленко и Г.И.Царегородцева, «раскрывает взаимодействие медицины как социального явления с обществом, с различными социальными институтами.
Система общественных отношений между медициной и обществом и составляет объект этой науки» [16, с.
5].
Спецификой социально-экономических исследований здоровья является перенос центра тяжести исследований в область изучения взаимосвязей здоровья и факторов уровня жизни, причем не только прямого воздействия на здоровье, но и обратного — воздействия здоровья на условия и образ жизни в качестве «регулятора» тех или иных компонентов благосостояния [20, с.
174].
Обязательный элемент такого рода исследований — построение различных сводных индексов, учитывающих количественные и качественные стороны здоровья.
Конечная цель — регулятивное управление состоянием здоровья через воздействие на социально-экономические параметры образа жизни, устранение или ослабление «вредных» и укрепление «полезных» для здоровья факторов.


[стр.,451]

11.
Журавлева И.В.
Поведенческий фактор и здоровье населения // Здоровье человека в условиях НТР / Отв.
ред.
Ю.И.Бородин.
Новосибирск.: Наука, 1989.
12.
Журавлева И.В.
Поведенческий фактор здоровья населения // Проблемы социальной демографии / Отв.
ред.
Н.В.Тарасова.
М.: ИСИ АН СССР, 1987.
13.
Журавлева И.В.
Тенденции состояния здоровья населения СССР // Население СССР за 70 лет / Отв.
ред.
Л.Л.Рыбаковский.
М.: Наука, 1988.
14.
Журавлева И.В., Левыкин И.Т.
Образ жизни и региональные особенности отношения к здоровью // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни.
М.: ИСАИ СССР, 1989.
15.
Изуткин Д.А.
Формирование здорового образа жизни // Советское здравоохранение.
1984, № И.
16.
Изуткин А.М., Петленко В.П., Царегородцев Г.И.
Социология медицины.
Киев, 1981.
17.
Калью П.И.
Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: Научный обзор.
М.: ВНИИМИ, 1988.
18.
Качество населения Санкт-Петербурга.
Сер.
3.
Материалы текущих исследований.
СПб., 1993.
Часть1.
19.
Качество населения Санкт-Петербурга.
/ Отв.
ред.
Б.М.Фирсов.
СПб.: Европейский дом, 1996.
Часть 2.
20.
Корхова И.В., Мезенцева Е.Б.
Условия жизни и здоровье // Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв.
ред.
Н.М.Римашевская, Л.А.Оников.
М.: Наука, 1991.
21.
Кудрявцева Е.И.
Здоровье человека — понятие и реальность // Общественные науки и здравоохранение / Отв.
ред.
И.Н.Смирнов.
М.: Наука, 1987.
22.
Куркин П.И.
Статистика болезненности населения в Московской губернии за период 1883 —1902: Типы болезненности фабричного населения.
М.: Губ.
земство, 1912.
Вып.
IV.
23.
Лисицын Ю.П.
Здоровье как функция образа жизни // Тер.
арх.
1983.
№ 9.
24.
Лисицын Ю.П.
Теоретико-методологические проблемы концепции «общественного здоровья» // Общественные науки и здравоохранение / Отв.
ред.
И.Н.Смирнов.
М.: Наука.
1987.
25.
Лисицын Ю.П., Сахно А.В.
Здоровье человека — социальная ценность.
М.: Мысль, 1988.
26.
Ломоносов М.В.
О размножении и сохранении российского народа.
Поли.
собр.
соч.
М.-Л., 1952.
Т.
6.
27.
Массовая профилактика сердечно-сосудистых болезней и борьба с ними // Доклад комитета экспертов ВОЗ.
Серия тех.
док.
732.
Женева: ВОЗ, 1988.
28.
Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв.
ред.
Н.М.Римашевская, Л.А.Оников, М.: Наука, 1991.
29.
НТР, здоровье, здравоохранение.
М., 1984.
30.
Отношение населения к здоровью / Отв.
ред.
И.В.Журавлева, М.: ИС РАН, 1993.
31.
Отношение человека к здоровью и продолжительности жизни.
М.: ИС АН СССР, 1989.
32.
Осипов ЕЛ.
Статистика болезненности населения Московской губернии за 1878-1882гг.
М., 1890.
33.
Петровский A.M.
О выборе обобщенного показателя здоровья // Системный анализ и моделирование в здравоохранении.
Новокузнецк, 1980.

34.
Поляков Л.Е., Малинский Д.М.
Метод комплексной вероятностной оценки состояния здоровья населения // Советское здравоохранение.
1971, № 3.

35.
Попов Г.А., Петров П.П., Турлыбеков Ж.Г.
Научно-технический прогресс, окружающая среда и здоровье населения.
М., 1984.

36.
Семья — здоровье — общество / Под ред.
М.С.Бедного, М.: Мысль, 1986.
37.
Тищенко П.Д.
О философском смысле феноменов здоровья и болезни // Здоровье человека как предмет социально-философского познания.
М.:ИФ АН СССР, 1989.
38.
Трудовые ресурсы и здоровье населения / Отв.
ред.
Т.В.Рябушкин, М.: Наука, 1986.
39.
Тугаринов В.П.
О ценностях жизни и культуры.
Л., 1960.

[Back]