Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 22]

Обязательный элемент такого рода исследований построение различных сводных индексов, учитывающих количественные и качественные стороны здоровья.
Конечная цель регулятивное управление состоянием здоровья через воздействие на социально-экономические параметры образа жизни, устранение или ослабление «вредных» и укрепление «полезных» для здоровья факторов.

Философы исследуют феномен здоровья и болезни с целью прояснить в них сферу человеческой свободы, сферу ответственного (личного) выбора определенного типа бытия человека.
Под «здоровьем» здесь понимается такая форма актуализации телесных потенций, которая обеспечивает максимум возможностей для самоосуществления человека.
Личностная установка на здоровье есть позиция «неотчужденной ответственности за собственное бытие» .

Социологи же изучают общественное здоровье с целью постижения механизмов его социальной обусловленности и его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью.
Исследуются уровень выражения потребности в здоровье, установки и мотивы заботы о здоровье, природа социально-культурных факторов, влияющих на здоровье, и механизмы этого влияния.

Особый интерес представляют факторы риска и антириска, определения «нормы» здоровья и механизмы поддержания уровня здоровья, его ресурсы и пути формирования оптимальной социальной нормы.
В качестве ключевой стоит задача разработки показателей здоровья.

1Тищенко П.Д.
О философском смысле феноменов здоровья и болезни // Здоровье человека как предмет социально-философского познания.
М.,
1989.
С.
13-14.
Журавлева И.В.
Поведенческий фактор и здоровье населения // Здоровье человека в условиях НТР.

Новосибирск., 1989; Отношение населения к здоровью.
М., 1993; Шилова* Л.С.
Различия в самосохранительном поведении мужчин и женщин // Здоровье человека в условиях НТР.
Новосибирск, 1989.
[стр. 443]

колебался от нескольких тысяч до 2 миллионов человек, а продолжительность наблюдений составляла от нескольких до 20 лет, вызывает искреннее восхищение.
В России также осуществлялись профилактические программы в ряде городов.
Крупнейшие из них: под эгидой Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР, где изучались результаты вторичной профилактики гипертонии [6]; в рамках крупного международного исследования «MONIKA» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — изучался вклад традиционных факторов риска в изменение заболеваемости и смертности.
В последнем (десятилетнем скриннинге) социологический блок обеспечивали сотрудники Института социологии [48].
Самый неутешительный и многократно подтвержденный вывод из всех профилактических программ состоял в том, что никакие профилактические мероприятия не способны были повлиять на уменьшение смертности населения и, по мнению врачейучастников этих мероприятий, подобные программы, включая методы обследования и технологию практического воздействия, не могли быть рекомендованы для широкого внедрения [51].
Тем временем привлечение внимания к исследованиям здоровья во многих странах привело к их интенсификации.
Помимо традиционных показателей (демографических, заболеваемости и физического развития), не рассматривавших здоровье как социальный феномен, на Западе в начале 70-х гг.
началось изучение социальных характеристик здоровья, включая субъективное отношение к своему здоровью, социальные установки и самосохранительное поведение людей.
Переход к широкому взгляду на здоровье определил и смену приоритетов в подходе к анализу условий и факторов сохранения и формирования здоровья.
Именно этот период можно считать моментом рождения социологии здоровья.
В России, к сожалению, во взгляде на сущность здоровья до сих пор преобладает узкомедицинская парадигма мышления, что предопределяет все еще эмбриональное состояние собственно социологии здоровья.
Уточнение предмета в ряду других дисциплин о здоровье населения.
Выделение социологии здоровья в самостоятельную субпредметную область предполагает определение ее предмета.
Дело в том, что «здоровье населения», будучи достаточно разработанным в качестве научной категории [3, с.
90; 17, с.
29; 21, с.
124], остается малоисследованным как социальный феномен, хотя ясно, что «понять и определить здоровье невозможно в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от различных сфер проявлений его жизнедеятельности, вне связи с целями и назначениями человека» [24, с.
48].
Неудивительно, что такой сложный феномен является объектом исследования ряда наук и научных направлений, каждое из которых занимает свою «нишу».
Медицинская демография изучает здоровье с точки зрения состояния, динамики и структуры народонаселения.
Она формировалась на стыке теоретической медицины, социальной гигиены и демографии.
М.С.Бедный предлагал называть медицинскую демографию «демографией здоровья» [2, с.
13].
Социология медицины, по мнению A.M.Изуткина, В.П.Петленко и Г.И.Царегородцева, «раскрывает взаимодействие медицины как социального явления с обществом, с различными социальными институтами.
Система общественных отношений между медициной и обществом и составляет объект этой науки» [16, с.
5].
Спецификой социально-экономических исследований здоровья является перенос центра тяжести исследований в область изучения взаимосвязей здоровья и факторов уровня жизни, причем не только прямого воздействия на здоровье, но и обратного — воздействия здоровья на условия и образ жизни в качестве «регулятора» тех или иных компонентов благосостояния [20, с.
174].
Обязательный элемент такого рода исследований — построение различных сводных индексов, учитывающих количественные и качественные стороны здоровья.
Конечная цель — регулятивное управление состоянием здоровья через воздействие на социально-экономические параметры образа жизни, устранение или ослабление «вредных» и укрепление «полезных» для здоровья факторов.


[стр.,444]

Философы исследуют феномен здоровья и болезни с целью прояснить в них сферу человеческой свободы, сферу ответственного (личного) выбора определенного типа бытия человека.
Под «здоровьем» здесь понимается такая форма актуализации телесных потенций, которая обеспечивает максимум возможностей для самоосуществления человека.
Личностная установка на здоровье есть позиция «неотчужденной ответственности за собственное бытие»
[37, с.
13—14].
Социологи же изучают общественное здоровье с целью постижения механизмов его социальной обусловленности и его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью.
Исследуются уровень выражения потребности в здоровье, установки и мотивы заботы о здоровье, природа социальнокультурных факторов, влияющих на здоровье, и механизмы этого влияния
[11, 30, 43].
Особый интерес представляют факторы риска и антириска, определения «нормы» здоровья и механизмы поддержания уровня здоровья, его ресурсы и пути формирования оптимальной социальной нормы.
В качестве ключевой стоит задача разработки показателей здоровья.

В последние десятилетия получила развитие новая предметная область, имеющая междисциплинарный характер — экология человека, которая изучает взаимоотношения групп населения с окружающей средой и ее географическими компонентами.
Предлагается и новое научное направление — превентология, которое могло бы заниматься изучением законов и принципов негативных последствий человеческой деятельности.
В сфере здоровья развитие превентологии осуществлялось бы через профилактику болезней и укрепление здоровья [15].
Неоднократно разными авторами высказывалось предложение о создании, по аналогии с проблематикой медицинской патологии, изучающей болезни и больного человека, науки о здоровье здоровых людей — саналогии [1, 24] или валеологии [5].
И хотя аргументы в пользу создания новой дисциплины вызывают несомненную поддержку ученых-обществоведов, саналогия пока не получила прав гражданства в научном мире.
Теоретические парадигмы исследований здоровья.
Исследование проблем общественного здоровья ведется в современных странах, включая Россию, по следующим направлениям: скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье; исследования факторов риска; исследования самосохранительного поведения.
Коротко рассмотрим их результаты.
Современная структура причин заболеваемости и смертности (сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психологические заболевания и травматизм — наиболее частые из них) в огромной степени определяется образом жизни населения, его объективными параметрами и субъективным отношением к жизнедеятельности.
Существует обширная литература по данному вопросу [15, 18, с.
137—147; 23; 28, с.
173-201; 30, с.
100-151].
Необходимо отметить, что данные многочисленных исследований западных ученых в медицине и смежных науках свидетельствуют о многообразии свойств _ человека и общества, о широком распространении неоднозначных характеристик и V-образных отношений.
V-образные связи отражают такие зависимости, как, например, связь смертности с массой тела.
Оказалось, что смертность минимальна в средней части распределения показателя, а лица с избыточной или недостаточной массой тела умирают чаще, но от разных болезней: полные — от сердечно-сосудистых, худые от легочных и онкологических [7].
V-образные зависимости были обнаружены и при анализе смертности от уровня холестерина в крови, артериального давления, потребления алкоголя и даже от длительности сна [45] и т.п.
Обнаруженная универсальность V-образных связей приводит к выводу о необходимости новой парадигмы при формировании здорового образа жизни.
Суть ее в том, что рекомендации для индивида, группы, популяции будут принципиально различаться в зависимости от того, в какой зоне человек находится на V-образной кривой.
Время однозначных, прямолинейных медицинских рекомендаций уходит в прошлое, зарождается более диалектичное мышление, воплощение которого в жизнь требует

[стр.,451]

11.
Журавлева И.В.
Поведенческий фактор и здоровье населения // Здоровье человека в условиях НТР /
Отв.
ред.
Ю.И.Бородин.
Новосибирск.: Наука, 1989.
12.
Журавлева И.В.
Поведенческий фактор здоровья населения // Проблемы социальной демографии / Отв.
ред.
Н.В.Тарасова.
М.: ИСИ АН СССР, 1987.
13.
Журавлева И.В.
Тенденции состояния здоровья населения СССР // Население СССР за 70 лет / Отв.
ред.
Л.Л.Рыбаковский.
М.: Наука, 1988.
14.
Журавлева И.В., Левыкин И.Т.
Образ жизни и региональные особенности отношения к здоровью // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни.
М.: ИСАИ СССР, 1989.
15.
Изуткин Д.А.
Формирование здорового образа жизни // Советское здравоохранение.
1984, № И.
16.
Изуткин А.М., Петленко В.П., Царегородцев Г.И.
Социология медицины.
Киев, 1981.
17.
Калью П.И.
Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: Научный обзор.
М.: ВНИИМИ, 1988.
18.
Качество населения Санкт-Петербурга.
Сер.
3.
Материалы текущих исследований.
СПб., 1993.
Часть1.
19.
Качество населения Санкт-Петербурга.
/ Отв.
ред.
Б.М.Фирсов.
СПб.: Европейский дом, 1996.
Часть 2.
20.
Корхова И.В., Мезенцева Е.Б.
Условия жизни и здоровье // Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв.
ред.
Н.М.Римашевская, Л.А.Оников.
М.: Наука, 1991.
21.
Кудрявцева Е.И.
Здоровье человека — понятие и реальность // Общественные науки и здравоохранение / Отв.
ред.
И.Н.Смирнов.
М.: Наука, 1987.
22.
Куркин П.И.
Статистика болезненности населения в Московской губернии за период 1883 —1902: Типы болезненности фабричного населения.
М.: Губ.
земство, 1912.
Вып.
IV.
23.
Лисицын Ю.П.
Здоровье как функция образа жизни // Тер.
арх.
1983.
№ 9.
24.
Лисицын Ю.П.
Теоретико-методологические проблемы концепции «общественного здоровья» // Общественные науки и здравоохранение / Отв.
ред.
И.Н.Смирнов.
М.: Наука.
1987.
25.
Лисицын Ю.П., Сахно А.В.
Здоровье человека — социальная ценность.
М.: Мысль, 1988.
26.
Ломоносов М.В.
О размножении и сохранении российского народа.
Поли.
собр.
соч.
М.-Л., 1952.
Т.
6.
27.
Массовая профилактика сердечно-сосудистых болезней и борьба с ними // Доклад комитета экспертов ВОЗ.
Серия тех.
док.
732.
Женева: ВОЗ, 1988.
28.
Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв.
ред.
Н.М.Римашевская, Л.А.Оников, М.: Наука, 1991.
29.
НТР, здоровье, здравоохранение.
М., 1984.
30.
Отношение населения к здоровью / Отв.
ред.
И.В.Журавлева, М.: ИС РАН, 1993.
31.
Отношение человека к здоровью и продолжительности жизни.
М.: ИС АН СССР, 1989.
32.
Осипов ЕЛ.
Статистика болезненности населения Московской губернии за 1878-1882гг.
М., 1890.
33.
Петровский A.M.
О выборе обобщенного показателя здоровья // Системный анализ и моделирование в здравоохранении.
Новокузнецк, 1980.
34.
Поляков Л.Е., Малинский Д.М.
Метод комплексной вероятностной оценки состояния здоровья населения // Советское здравоохранение.
1971, № 3.
35.
Попов Г.А., Петров П.П., Турлыбеков Ж.Г.
Научно-технический прогресс, окружающая среда и здоровье населения.
М., 1984.
36.
Семья — здоровье — общество / Под ред.
М.С.Бедного, М.: Мысль, 1986.
37.
Тищенко П.Д.
О философском смысле феноменов здоровья и болезни // Здоровье человека как предмет социально-философского познания.
М.:ИФ
АН СССР, 1989.
38.
Трудовые ресурсы и здоровье населения / Отв.
ред.
Т.В.Рябушкин, М.: Наука, 1986.
39.
Тугаринов В.П.
О ценностях жизни и культуры.
Л., 1960.

[Back]