Проверяемый текст
Бакаева Юлия Владиленовна; Меры медицинского характера в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, страдающих алкоголизмом (Диссертация 2004)
[стр. 107]

только правонарушитель, но и действительный или потенциальный обладатель общественно полезных качеств.
Для определения позиции в вопросе о ПЛ алкоголиков с антиобщественным, противоправным поведением важно иметь в виду и отношение к данной форме лечения
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Мнение этой авторитетной организации однозначно:
Г1Л для такой категории лиц, страдающих алкоголизмом, целесообразно, и оно находит широкое применение в мировой практике1.
Противоалкогольное (специфическое) ПЛ, до недавнего времени назначаемое и применяемое осужденным-алкоголикам (совершеннолетним и несовершеннолетним),
абсолютно не противоречит важному положению в отношении здравоохранения, закрепленному в ч.
1 ст.
41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
Свое мнение мы основываем, в том числе
опираясь на позицию A.B.
Рагулиной, согласно которой применение ПММХ необходимо в отношении вменяемых или ограниченно вменяемых лиц, совершивших преступления, и только в тех случаях, если данные лица будут признаны нуждающимися в лечении от алкоголизма (наркомании) и не будут иметь к нему какихлибо существенных противопоказаний2.
Кроме того, применение судами мер наказания в соединении с ПММХ от алкоголизма способно существенно поЛ высить профилактический эффект приговоров'.
1См.: БакаеваЮ.В.
и др.
Указ.
соч.
С.
105.
2См.: Рагх’ линаА.В.
Указ.
соч.
С.
8.
См., например: Улицкий С.Я.
Применение законодательства о принудительном лечении больных алкоголизмом: Учеб.
пособие по уголовному и исправительно-трудовому праву.
Владивосток, 1978.
С.
23; Протченко Б.А.
Принудительные меры медицинского характера по советскому уголовному праву: Автореф.
ди с....
канд.
юрид.
наук.
М., 1979.
С.
15; Бейсеное Б.
С.
Указ.
соч.
С.
107; Гусев С.И.
О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом // Бюл.
Верховного суда СССР.
1986.
№ 1.
С.

29; Боровиков В.Б., Владимиров В.А., Никулин С.И.
Уголовно-правовая борьба органов внутренних дел с пьянством и алкоголизмом: Учеб.
пособие.
М.,
1988.
С.
17; Шньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П.
Уголовно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
М., 1990.
С.
23.
107
[стр. 44]

наказания42.
По мнению Я.М.
Калашника (1962) и С.В.
Бородина (1996), ПЛ алкоголиков, совершивших преступление, следует понимать как меру, медицинскую но своему содержанию, дополняющую наказание.
Очень странно выглядят сегодня слова A.A.
Хомовского, написанные в 1974 г.: «Следует подчеркнуть, но по советскому уголовному праву не может иметь место применение принудительных мер медицинского характера наряду с наказанием».
Как нам представляется, более точный смысл назначения и применения данных принудительных мер все же заключался в использовании медицинских возможностей для оздоровления («выправления») осужденных, страдающих алкоголизмом, и, тем самым, достижения требуемого эффекта уголовного наказания.
Таким образом, ПММХ в отношении осужденныхалкоголиков не самоцель, это средство для исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений.
В..И.
Горобцов (1995), оценивая процесс, осуществляемый в местах лишения свободы в отношении осужденных-алкоголиков и осужденныхнаркоманов, определял его как лечебно-карательно-воспитательный, влияющий и на реализацию основных средств исправления, и на трансформацию правового статуса лиц, отбывающих наказание.
Противоалкогольное ПЛ (по С.Н.
Бакунину, 1996), применяемое к осужденным-алкоголикам, представляло собой меру медико-уголовного характера: назначалось лицам, страдающим алкоголизмом; основной целью данной меры являлось излечение больного человека; правовое регулирование антиалкогольного ПЛ осуществлялось, главным образом, основами законодательства об охране здоровья граждан; данная мера не содержала карательных элементов; применение ПЛ от алкоголизма не влекло за собой судимости.
Для антиалкогольного ПЛ было характерно некоторое сходство с наказани42 Боровиков В.Б., Владимиров В.А., Никулин С.И.
Уголовно-правовая борьба органов внутренних дел с пьянством и алкоголизмом.
Учебное пособие.
М.,
MBLUM МВД СССР, 1988.
С.
3-27.; См.: Улицкий С.Я.
Указ.
соч.
С.
3-39.; Гусев С.И.
О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом// Бюллетень Верховного суда СССР.
1986, № 1.
С.

27-33.


[стр.,125]

учреждений (см.: 1 параграф 1 главы), актуален как никогда, и современным пенитенциаристам следовало бы всегда придерживаться его в своей профессиональной деятельности.
Как и Т.Н.
Журавлева (2002), мы считаем, что осужденные, страдающие алкоголизмом, наркоманией, другими психическими расстройс твами, объективно больше, чем здоровые люди нуждаются в помощи государства и общества.
Применение к ним наряду с уголовным наказанием медицинских (лечебных) мер находится в полном соответствии с линией уголовной политики правового общества, согласно которой преступник является не только правонарушителем, но и действительным или потенциальным обладателем общественно полезных качеств.
Как утверждает Г.Г.
Заиграев (1992), для определения позиции в вопросе о ПЛ алкоголиков с антиобщественным, противоправным поведением важно иметь в виду и отношение к данной форме лечения ВОЗ.
А мнение этой авторитетной организации однозначно: ПЛ для такой категории лиц, страдающих алкоголизмом целесообразно, и оно находит широкое применение в мировой практике1 "'4.
Противоалкогольное (специфическое) ПЛ, до недавнего времени назначаемое и применяемое осужденным-алкоголикам (совершеннолетним и несовершеннолетним,
без разницы), абсолютно не противоречит важному положению, закрепленному в ч.
1 ст.
41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
, Свое мнение мы основываем, в том числе,
и на позиции, представленной A.B.
Рагулиной в кандидатской диссертации на тему «Психические отклонения и их уголовно-правовое значение».
Так, по A.B.
Рагулиной (2000), применение ПММХ необходимо в отношении вменяемых или шраниченно вменяемых лиц, совершивших преступления, и только в тех случаях, если данные лица будут признаны нуждающимися в лечении от алкоголизма/наркомании, и при этом не иметь к нему каких-либо существенных противопоказаний.
134См.: Заиграев Г.Г.
Указ.
соч.
С.
3-190.

[Back]