Проверяемый текст
Бакаева Юлия Владиленовна; Меры медицинского характера в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, страдающих алкоголизмом (Диссертация 2004)
[стр. 116]

хической), развивающиеся на фоне абстинентного синдрома и, как следствие, различные поведенческие проявления асоциального характера агрессия, аутоагрессия, жестокость.
Самостоятельное (без медицинского участия) избавление осужденного от такого тяжелого в медицинском и социальном отношении недуга, как алкоголизм, во время пребывания в ИУ представляется нам маловероятным.
Между тем, как свидетельствуют данные многочисленных публикаций отечественных пенитенциаристов, изучавших данную проблему, лица, не излеченные от алкоголизма в условиях мест лишения свободы, после освобождения нередко снова становятся на преступный путь.
Нельзя также игнорировать и следующее важное, на наш взгляд,
положение: довольно широко применяемые условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания предоставляют возможность осужденным, страдающим алкоголизмом и не получающим ПЛ в условиях ИУ, в скором времени после осуждения оказаться вне изоляции и вновь предаться своим алкогольным «участиям»1.
Нельзя не учитывать и возможности приобретения осужденнымиалкоголиками спиртных напитков непосредственно в ИУ (от других осужденных,
сотрудников), во время отбывания наказания, то есть в условиях, практически исключающих прямые контакты с населением.
Если
свести воедино всю значимую информацию, затрагивающую две актуальные для нашей страны проблемы алкоголизм и проведение лечения (в вариантах: «добровольное», «обязательное», «принудительное») осужденных к лишению свободы, признанных страдающим этим недугом, то необходимо признать следующее.
1.
Крайне низкая эффективность принудительного противоалкогольного лечения (часто на уровне всего лишь нескольких процентов), проводимого в отношении осужденных в условиях мест лишения свободы,
никоим образом не означает, что применение одних мер медицинского характера или одного лечения в отношении алкоголизма совершенно бесперспективная затея.
116 1См.: Протченко Б.А.
Указ.
соч.
С.
38.
[стр. 9]

к лишению свободы, подтверждается материалами специальной переписи 1999 г., другими данными статистической отчетносч'и, а также данными отечественных исследователей по указанной проблеме.
Достоверность выводов, полученных в результате диссертационного исследования, обоснована выбором методической, методологической, нормативной, теоретической и эмпирической баз работы.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.
Низкая эффективность принудительного противоалкогольного лечения,
проводимого в отношении осужденных в условиях мест лишения свободы (несовершеннолетние осужденные не являются исключением), никоим образом не означает, что применение одних мер медицинского характера или одного лечения в отношении указанных лиц, страдающих алкоголизмом, совершенно бесперспективная затея.
Сегодня можно говорить только о дискредитации самой идеи противоалкогольного ПЛ в условиях УИС.
Если практическая медицинская деятельность в нашем обществе так еще и не стала по-настоящему значимым и позитивным социальным явлением, а, следовательно, по-настоящему эффективной, то в ИУ, где она все еще продолжает финансироваться по так называемому остаточному принципу, тем более.
2.
Современное состояние проблемы алкоголизма среди несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, характеризует не только высокая распространенность в рамках УИС, но и непреходящая социальная значимость.
3.
Алкоголизм представляет собой медицинское понятие, которому соответствует хроническое психическое расстройство, обусловленное злоупотреблением алкоголем.
Поэтому ко всем алкоголикам (без исключения!) необходимо относиться только как к лицам, страдающим психическим расстройством.
4.
Недавнее устранение из УК РФ (ст.
97) и УИК РФ (ст.
18) положений, касающихся назначения и применения ПММХ в отношении алкоголиков, совершивших преступление, считаем не только преждевременным, но и недостаточно обоснованным, особенно по отношению к такой значимой в криминологическом плане категории осужденных, как несовершеннолетние мужского пола.
5.
Факт применения осужденному ПЛ от алкоголизма свидетельствует в том числе и об определенной степени его социальной деградации, а также опасности как для себя, так и для окружающих.
Некая ситуация благополучия по применению ПММХ в отношении алкого

[стр.,135]

возможны декомпенсации имеющейся патологии (соматической, психической), развивающиеся на фоне абстинентного синдрома и как следствие различные поведенческие проявления асоциального характера агрессия, аутоагрессия, жестокость...
*
Мы так же, как и Б.А.
Протченко (1976), считаем маловероятным самостоятельное (без применения специальных медицинских средств) избавление от такого тяжелого в медицинском и социальном отношениях недуга как алкоголизм во время пребывания осужденного в ИУ.
Между тем, как свидетельствуют данные многочисленных публикаций отечественных пенитенциаристов, изучавших данную проблему, лица, не излеченные от алкоголизма в условиях мест лишения свободы, после освобождения нередко снова становятся на преступный путь144.
Нельзя также игнорировать и следующее важное, на наш взгляд,
поло145 жение: довольно широко применяемые условное осуждение и условнодосрочное освобождение от наказания предоставляют возможность осужденным, страдающим алкоголизмом и не получающим ПЛ в условиях ИУ, в ско• ром времени после осуждения оказаться вне изоляции и вновь предаться своим алкогольным «участиям».
Нельзя не учитывать и возможности приобретения осужденными-алкоголиками спиртных напитков непосредственно в ИУ (от других осужденных,
от сотрудников), во время отбывания наказания, т.е.
в условиях, практически исключающих прямые контакты с населением.
Если
суммировать всю значимую информацию, затрагивающую две актуальные для нашей страны проблемы алкоголизм и проведение лечения (в вариантах: «добровольное», «обязательное», «принудительное») осужденным к лишению свободы, признанным страдающим этим недугом, то необходимо, на наш взгляд, признать следующее.
1.
Крайне низкая эффективность принудительного противоалкогольного лечения (часто, на уровне всего лишь нескольких процентов), проводимого в отношении осужденных в условиях мест лишения свободы
(несовершеннолетние 144См.: Протченко Б.А.
Указ.
соч.
С.
3-101.
1 45Там же.
135

[Back]