Проверяемый текст
Бакаева Юлия Владиленовна; Меры медицинского характера в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, страдающих алкоголизмом (Диссертация 2004)
[стр. 127]

щее важное, по нашему мнению, положение приказа МВД РФ от 2 августа 1997 г.
№ 485 «Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях»: «На профилактический учет берутся осужденные: ...систематически употребляющие спиртные
напитки, а также признанные судом нуждающимися в лечении от алкоголизма».
Ежегодно 40 % подростков, страдающих алкоголизмом, переходят в группу взрослых алкоголиков1 , поэтому противоалкогольное лечение, проводимое в отношении несовершеннолетних, это
в основном профилактика алкоголизма на его ранних стадиях.
2.
Перечень всех лиц, к которым суд может применить ПММХ, указан в ст.
97 УК РФ.

Одним из общих признаков, свойственных всем этим лицам, является наличие психического расстройства, как, например, указывает В.П.
Котов,
«в том числе в форме алкоголизма или наркомании».
Алкоголизм и
наркомания заболевания, которые без какой-либо ошибки следует относить к психическим расстройствам.
Алкоголизм является наиболее распространенной психической аномалией, поэтому тех алкоголиков и наркоманов, которые совершили преступления и были признаны судом нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании, вполне можно отнести к категории «в» «совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости».

С учетом этого предлагаем изменить текст ч.
1 ст.
97 УК РФ и дать ее в рекомендуемой нами редакции: «Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; 127 1См.: Найденов О.Ф.
Алкоголизм среди молодежи и подростков // Клинические аспекты алкоголизма в подростково-юношеском возрасте: Сб.
науч.
тр.
М.,
1982.
С.
111.
[стр. 10]

лизма в местах лишения свободы, создаваемая судами, не отражает истинное положение вещей.
Во-первых, численность лиц, страдающих алкоголизмом, в изученный период времени не претерпела столь существенных изменений.
Вовторых, постоянно отмечается достаточно высокий уровень удельного веса лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения.
6.
Недостаточную эффективность ПММХ, назначаемых и применяемых по поводу алкоголизма в отечественной УИС в отношении осужденных, нельзя напрямую связывать с деятельностью одних только медицинских структур ИУ.
7.
Алкоголиков и наркоманов, совершивших преступления и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании, можно отнести к категории «в» (ч.
1 ст.
97 УК РФ) «совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости», 8.
Учитывая высокую распространенность алкоголизма в подростковой среде, в том числе и в местах лишения свободы, психологические и поведенческие особенности, а также специфику алкогольного заболевания, свойственные даннрму возрасту, предлагаем изменить текст ч.
1 ст.
97 УК РФ.
Так, в рекомендуемой нами редакции: «Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнения наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) несовершеннолетним, совершившим преступление и признанным нуж] дающимися в лечении от алкоголизма или наркомании».
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно является первой монографической работой по данной проблеме, выполненной на базе УК РФ 1996г.
и ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (2003).
Диссертация является самостоятельным комплексным исследованием проблемы назначения и применения антиалкогольных медицинских мер несовершеннолетним осужденным, страдающим алкоголизмом.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при совершенствовании норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно

[стр.,147]

ное, на наш взгляд, положение приказа МВД РФ от 2 августа 1997 г.
№ 485 «Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях»: «На профилактический учет берутся осужденные: ...систематически употребляющие спиртные
налитки, а также признанные судом нуждающимися в лечении от алкоголизма».
Ежегодно 40 % подростков, страдающих алкоголизмом, переходят в группу взрослых алкоголиков162.
Поэтому противоалкогольное лечение, проводимое в отношении несовершеннолетних это
по сути профилактика алкоголизма на его ранних, наиболее курабельных стадиях.
2.
Как известно, перечень всех лиц, к которым суд может применить ПММХ, указан в ст.
97 УК РФ.

При этом одним из общих признаков, свойственных всем этим лицам, является наличие психического расстройства, как, например, указывает В.П.Котов (1996) «в том числе в форме алкоголизма или наркомании»*.
Алкоголизм и
наркомании заболевания, которые без какой-либо ошибки следует относить к психическим расстройствам.
Алкоголизм является наиболее распространенной психической аномалией163.
Поэтому тех алкоголиков и наркоманов, которые совершили преступления и были признаны судом нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании, вполне можно отнести к категории «в» «совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости».

3.
Согласно ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 ноября 2003 г.
и сдобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г.), п.
«г» ч.
1 ст.97 признан утратившим силу.
Соответствующие изменения произошли, как известно, и в УИК РФ (см.: ст.
18 «Применение к осужденным мер медицинского характера» в ред.
ФЗ от 8.12.2003 г., № 161-48).
В связи с произошедшими изменениями в 162 Найденов О.Ф.
Алкоголизм среди молодежи и подростков/7 Клинические аспекты алкоголизма в подростково-юношеском возрасте.
Сборник научных трудов, М.,
изд.
Московского НИИ психиатрии М3 РСФСР, 1982.
С.
111-114.
1 А ' 0См.: Боровиков В.Б., Владимиров Б.А., Никулин С.И.
Указ.
соч.
С.
3-27.


[стр.,166]

отнесены и «больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией».
4.
Учитывая высокую распространенность алкоголизма в подростковой среде, в том числе и в местах лишения свободы, психологические и поведенческие особенности, а также специфику алкогольного заболевания, свойственные данному возрасту, предлагаем изменить текст ч.
1 ст.
97 УК РФ.
Так, в рекомендуемой нами редакции: «Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнения наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г), несовершеннолетним, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании».
5.
В сегодняшних условиях обязательное лечение является наиболее приемлемым вариантом для всех без исключения категорий осужденных к лишению свободы, страдающих алкоголизмом.
6.
Несовершеннолетних осуждепных-апкоголиков нельзя оставлять без оказания им специфической медицинской помощи.
При этом главным и необходимым условием эффективности антиалкогольной терапии в условиях ВК считаем гарантированное достижение длительной (на весь срок отбывания наказания) изоляции от «пьющих» осужденных.
7.
В ВК необходимо создать эффективную наркологическую службу.
На первое время (как временный вариант) включить в штаты ВК для проведения терапевтической деятельности в отношении указанных наркологических заболеваний должность психиатра-нарколога.
8.
Существенную помощь психиатрам-наркологам ВК способны оказать психологи и относительно недавно приступившие к выполнению своих функциональных обязанностей социальные работники.

[Back]