Проверяемый текст
Бакаева Юлия Владиленовна; Меры медицинского характера в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, страдающих алкоголизмом (Диссертация 2004)
[стр. 129]

ния, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному ПММХ.
Аналогично к осужденным, страдающим психическим расстройством, не исключающим
вменяемости, вполне могут быть отнесены и больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
Несмотря на признание отдельными специалистами возможности ограниченной вменяемости алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, практика по такому пути не идет.
Вероятнее всего, подобная реакция и экспертов, и суда связана с тем, что происхождение указанных психических расстройств они расценивают прежде всего с социальных позиций, как результат антиобщественной привычки, аморальности поведения.
При этом из учета исключаются
биологические основы достоверные изменения (психики, сомы) в организме.
Нам представляется, что это неверно.

4.
К проблеме лечения алкоголизма у
подростков ни в коем случае нельзя подходить с позиций развития и терапии этого же заболевания у взрослых.
Почему? Во-первых, подросток это всегда незрелый
в соматическом и психическом отношении человек, то есть его отличает своеобразная психофизическая неопределенность.
Подростковый период характеризуется определенной дисгармонией и неустойчивостью психической сферы и проявляется в разнообразных формах личностной девиации.
Не случайно уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста (ч.
1 ст.
20 УК РФ).
Подросток это человек своеобразного (переходного) возраста,
которому свойственны почти инстинктивное влечение к существованию в группе, совершение импульсивных поступков.
Специфика подросткового возраста способна значительно затруднить психиатрическую и наркологическую диагностику.

Во-вторых, если к проблеме алкоголизма социального зла колоссальной значимости относиться адекватно, то алкоголизирующиеся подростки представляют в ней, как справедливо утверждает В.Т.
Кондратенко,
«самое страшное».
Согласно данным, представленным в докладе Комитета
129
[стр. 148]

УК РФ и в УИК РФ считаем необходимым обратить внимание на следующие неоднозначные, на наш взгляд, положения ст.18 УИК РФ.
А.
Если к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются ПММХ, то это положение может быть распространим и на страдающих алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями.
Алкоголизм, наркомании, токсикомании суть психические расстройства (это положение рассмотрено было нами выше).
Отсюда ч.
3 данной статьи можно представить в следующей редакции: «К осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоящей статьи, ВИЧинфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение».
Б.
Согласно ч.
2, если во время отбывания указанных в части первой настоящей статьи видов наказаний будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с возхможностью причинения этим осужденным иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному ПММХ.
Аналогично, к «осужденным, страдающим; психическим расстройством, не исключающим
вменяемосги» вполне могут быть отнесены и «больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией».
Несмотря на признание отдельными специалистами возможности ограниченной вменяемости алкоголиков, наркоманов и токсикоманов практика по такому пути не идет.
Вероятнее всего, подобная реакция и экспертов и суда связана с тем, что происхождение указанных психических расстройств они расценивают прежде всего с социальных позиций как результат «антиобщественной привычки», «аморальности поведения».
При этом из учета исключаю
гея биологические основы достоверные 148

[стр.,149]

изменения (психики, сомы) в организме.
Нам представляется, что это не
зерно.
4.
К проблеме лечения алкоголизма у
детей и подростков ни в коем случае нельзя подходить с позиций развития и терапии этого же заболевания у взрослых.
Почему? Во-первых, подросток это всегда незрелый
и в соматическом, и в психическом отношении человек, т.е.
ею отличает своеобразная «психофизическая неопределенность».
«Подростковый» период характеризуется определенной дисгармонией и неустойчивостью психической сферы и проявляется в разнообразных формах личностной девиации164.
Не случайно, уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста (ч.
1 ст.
20 УК РФ).
Подросток это человек своеобразного «переходного» возраста
(от детства к взрослости), которому свойственно почти инстинктивное влечение к группированию165, нередко совершающий импульсивные («непродуманные» и «неподконтрольные») поступки.
Представленная выше специфика подросткового возраста способна значительно затруднить психиатрическую и наркологическую диагностику.
Правы, на наш взгляд, В.М.
Фокин и Т.А.
Артамошкина (1992), когда утверждают: «Подросток социально еще не сформировавшаяся личность.
Возрастные и психологические особенности незрелости его социального статуса, если исходить из гуманистических начал, требуют защитить его от алкоголизации.
...Последствия алкоголизации в подростковом возрасте трагичны, и оставлять такие факты без внимания и реагирования по меньшей мере негуманно, а по большому счету преступно».
Во-вторых, если к проблеме алкоголизма социального зла колоссальной значимости относиться адекватно, то алкоголизирующиеся подростки представляют в ней, как справедливо утверждает В.Т.
Кондратенко
(1986), «самое страшное».
Согласно данным, представленным в докладе Комитета
экспертов ВОЗ166, «существует достаточно предположительных оснований для того, чтобы считать молодых людей 164См.: Соцевич Г.Н.
Указ.
соч.
С.
7-14.; Ураков И.Г., Власова И.Б.
Возрастные аспекты начального этапа формирования женского алкоголизма// Клинические аспекты алкоголизма в подростково-юношеском возрасте.
Сборник научных трудов, М., изд.
Московского НИИ психиатрии М3 РСФСР, 1982.
С.
51-53.
165См.: Кондратенко В.Т.
Указ.
соч.
С.
3-62.; См.: Вдовина Т.В.
Указ.
соч.
С.
20-24.
166Проблемы, связанные с потреблением алкоголя.
Доклад Комитета экспертов ВОЗ (Серия технических докладов ВОЗ, 650).
Женева: Издательство «Медицина», 1982.
С.
7-82.


[стр.,165]

летних осужденных-алкоголиков должно быть связано с применением аналогичных мер в отношении взрослых осужденных-алкоголиков, точно в такой же степени, как и применение наказания.
2.
Алкоголиков и наркоманов, совершивших преступления и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании, можно отнести к категории «в» (ч.
1 ст.
97 УК РФ) «совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости».
3.
В связи с изменениями, произошедшими в УК и У Ж , считаем необходимым обратить внимание на следующие неоднозначные положения ст.
18 УИК РФ.
А.
Если к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются ПММХ, то это положение может быть распространимо и на страдающих алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями.
Алкоголизм, наркомании, токсикомании суть психические расстройства.
Отсюда ч.
3 данной статьи можно представить в следующей редакции: «К осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоящей статьи, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение».
) Б.
Согласно ч.
2, если во время отбывания указанных в части первой настоящей статьи видов наказаний будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с возможностью причинения этим осужденным иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному ПММХ.
Аналогично, к «осужденным, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости» вполне могут быть

[Back]