Проверяемый текст
Овчинников, Алексей Игоревич; Правовое мышление (Диссертация 2004)
[стр. 118]

«мыслить в контексте», что предполагает подготовку профессионального юриста с учетом особенностей правовой культуры разных народов.
В исследовании внешней правовой культуры (правовой культуры наО рода, нации) Йоханом Ф.
Брейнсма было выявлено, что поддержка населением правовых норм в государствах членах ЕС разнится в зависимости от уч198 т / \ режденческого или чинновничьего воплощения правовых норм .
Юридические новеллы «трансплантанты» приживаются в новом контексте, только если правовая культура страны-экспортера и страны-импортера не конфликтуют между собой.
Поэтому акцент на особенностях правовой культуры собственной страны или народа особым образом настраивает студентовюристов.
В современном праве такие понятия, как «аборт», «эвтаназия», «алкоголизм», «наркомания», «проституция», «азартные игры», «порнография», зависят от национальной культуры.
Аналогичной позиции придерживается и А.И.
Овчинников.
Автор полагает, что осмысление такого богатейшего по своей многомерности явления, как право, с помощью понятий, выработанных в западноевропейской политико-правовой традиции, будет всем, чем угодно, но не наукой, так как нельзя «общую теорию права» строить на основе исключительно европейской истории и отбрасывать тысячелетний опыт истории других культур, который не укладывается в прокрустово ложе представлений о праве европейской науки.
Отсюда важнейшим условием юридической науки и образования являются преодоление европейского эгоцентризма, вовлечение в орбиту исследований всех возможных правовых культур .
А.И.
Овчинников подчеркивает, что только в случае использования в сфере юридического образования фундаментальных философских, филологических, искусствоведческих, культурологических, социологических иссле198 199 Цит.
по: Брейнсма Иохан Ф.
Указ.
соч.
С.
77.
См.: Овчинников А.И.
Правовое мышление: теоретико-методологический анализ.
С.
278-284.
118
[стр. 419]

дополнять это творчество оформлением народного правосознания в юридически законченные общезначимые формулировки, а не отрицать его.
Между тем следует признать, что на сегодняшний день в России практически отсутствует собственная, самобытная и оригинальная философскои теоретико-правовая мысль, задачей которой было бы не слепое подражание западным моделям, а поиск своего пути правового развития, отвечающего духу и чаяниям российского народа .
Провозгласили их в качестве доминант государственноправового развития ведущие представители отечественной юриспруденции, еще в недавнем прошлом вполне справедливо критиковавшие европейский буржуазный правопорядок и капитализм как далекие от совершенства общественнополитические идеалы .
Теперь же почти не ставится под сомнение то, что эти ориентиры могут претендовать на универсальную роль морально-правовых идеалов для всего человечества и верховенство по отношению к иным ценностным порядкам.
В то же время осмысление такого богатейшего по своей многомерности явления, как право, с помощью понятий, выработанных в западноевропейской политико-правовой традиции, будет всем, чем угодно, но не наукой, так как нельзя “общую теорию права” строить на опыте исключительно европейской истории и отбрасывать тысячелетний опыт истории других культур, который не укладывается в “прокрустово ложе” представлений о праве европейской науки.
Поэтому важнейшим условием правоведения являются преодоление европейского эгоцентризма, привлечение в орбиту исследований всех возможных правовых культур.
Юридическая наука в XX веке столкнулась с новым для себя процессом универсализации и унификации правовых укладов.
Процессы глобализации заВ последние годы это положение начало изменяться.
См.: Величко А.М.
Философия русской государственности.
СПб., 2001; Контарев А.А.
Идеи российской государственности.
Ростов н/Д, 2000; Поляков А.В.
Указ.
соч.
и др.
См., например: Нерсесянц B.C.
Право гражданской собственности как основа цивилизма: концепция общественного договора // Журнал российского права.
2001.
№ 6.
С.
3; Алексеев С.С.
Философия права: В 2-х т.
Т.
2.
1998; Явич JI.C.
О философии права на XXI век // Правоведение.
2000.
№ 4.
С.
4 и др.
419

[стр.,454]

денции, еще в недавнем прошлом вполне справедливо критиковавшие европейский буржуазный правопорядок и капитализм как далекие от совершенства общественно-политические идеалы1.
Теперь же почти не ставится под сомнение то, что эти ориентиры могут претендовать на универсальную роль моральноправовых идеалов для всего человечества и верховенство по отношению к иным ценностным порядкам.
В то же время осмысление такого богатейшего по своей многомерности явления, как право, с помощью понятий, выработанных в западноевропейской политико-правовой традиции, будет всем, чем угодно, но не наукой, так как нельзя “общую теорию права” строить на опыте исключительно европейской истории и отбрасывать тысячелетний опыт истории других культур, который не укладывается в “прокрустово ложе” представлений о праве европейской науки.
Поэтому важнейшим условием правоведения являются преодоление европейского эгоцентризма, привлечение в орбиту исследований всех возможных правовых культур.
Современная государственно-правовая идеология, получившая закрепление в действующей Конституции РФ, представляет собой откровенное обобщение идеалов и норм либерально-демократической версии правового государства и европейского правопонимания как единственно верных и не подлежащих критике теоретико-методологических аксиом.
Единичны исследования, преодолевающие откровенный европоцентризм в понимании права и государства и не воспроизводящие штампы и стереотипы модернистской эпохи.
Результат налицо: почти вся страна живет по неписаному, “теневому праву”, по новым, уродливым формам социальной справедливости, которую не в силах обеспечить действующее законодательство с его идеалистическими схемами.
Реформы в сфере профессионального образования, “навеянные” многочисленными консультациями с зарубежными коллегами, особенно из США, привели 1См., например: Нерсесянц B.C.
Право гражданской собственности как основа цивилизма: концепция общественного договора // Журнал российского права.
2001.
№ 6.
С.
3; Алексеев С.С.
Философия права.
1998; Явич Л.С.
О философии права наXXI век // Правоведение.
2000.
№4.
С.
4 идр.
454

[Back]