§ 3. Универсализация понимания права в процессах глобализации Общественная мысль в целом и юридическая наука в частности в конце XX века столкнулась с новым для себя процессом глобализации. Для юриспруденции последний, на наш взгляд, прежде всего связан с универсализацией и унификацией правовых укладов. Как подчеркивается в литературных источниках, «процессы глобализации затронули самые удаленные уголки планеты и вряд ли остались регионы, в которых ничего не слышали о “правах человека”, о правовом государстве, международных структурах правосудия, демократических свободах и т.д. Даже если люди в этих регионах не желают ничего знать об этих ценностях, жесткая, а зачастую и агрессивная политика некоторых западных стран последовательно ведет к распространению своих идеалов» . Категорию «глобализация» (от англ. global мировой, всемирный) впервые употребил в описании мировой экономики американский экономист Т. Левитт в статье, опубликованной в газете «Гарвард бизнес ревю» в 1983 году. Под этим термином он понимал «процесс слияния рынков отдельных благ, выпускаемых крупными транснациональными и многонациональными корпорациями» . Более широкое значение этому понятию придал японский экономист К. Омэ, консультант Гарвардской школы бизнеса, в своей книге «Мир без границ» (1990), в которой выделил пять основных направлений глобализации: финансовую глобализацию, становление глобальных многонациональных корпораций, регионализацию экономики, интенсификацию мировой торговли, тенденцию к конвергенции. Существуют различные определения глобализации, разные подходы к пониманию ее аспектов и сфер, а также оценки того, насколько она является 710 Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. 2002. С. 230. Мамедов А.А. Глобализация и финансовое право // Финансовое право. 2006. № 8. С. 4. 126 |
тронули самые удаленные уголки планеты, и вряд ли остались регионы, в которых ничего не слышали о правах человека, о правовом государстве, международных структурах правосудия, демократических свободах и т.д. Даже если люди в данных регионах не желают ничего знать об этих ценностях, жесткая, а зачастую и агрессивная политика некоторых западных стран последовательно ведет к распространению своих идеалов. Безусловно, права человека представляют собой важнейшее достижение западной цивилизации, центральное ядро философии права и правовой культуры европейских государств. Там они вписаны в цивилизационный контекст и составляют стержень политико-правовых систем. Дальнейший вектор генезиса европейского права связан с данной ценностью, хотя и на этот счет есть сомнения ввиду нарастающей тоталитаризации потребительского отношения к жизни “одномерного человека”, все интересы которого измеряются собственной выгодой и частно-правовым интересом. Между тем гуманитарное право содержит в себе мощный потенциал в плане развития культурного, политического и правового плюрализма многополюсного мира. Защита прав коренных народов, малочисленных этносов, самобытных жизненных укладов от эгоизма современной цивилизации, а также поглощающей экоценозы машины общества потребления и должна выступать первоочередной задачей международного гуманитарного права. Бережное отношение к другому, утерянное в эпоху становления индустриальных обществ, должно стать новой глобальной идеологией, ценностью, ведущей к культурному многоцветью планеты. Поэтому юридической науке необходимо более самокритично относиться к своим основаниям, зачастую ведущим к навязыванию определенных позиций в понимании права. Общеизвестно, что право само по себе, в отрыве от корней не может заместить и обеспечить моральность и духовность в общественной жизни. Нормативный массив все нарастает, а порядка, согласия, стабильности в общественной жизни не наблюдается. Как справедливо отмечается В.Н. Синюковым, кризис духовности, преступность, насилие, потеря смысложизненных ориентиров, упа420 |