ров, но это закон». Позитивистский подход к образованию называется бюрократическим, или технократическим; ему противостоит интегративный подход, в рамках которого правосудие и государство взаимозависимы, однако право имеет собственную зону влияния. Юридическое образование не должно вести к принижению роль закона в общественной жизни, но его основной проблемой становится сохранение культурного, ценностного и нравственного измерения права. Вопрос о модернизации системы юридического образования тесно связан с другим вопросом о модели образовательной парадигмы. Выбор этой модели мы усматриваем в зависимости от решения постоянной проблемы цивилизационно-культурологического характера для всех незападных обществ: самобытность или западничество. В диссертации рассматриваются этапы и основные принципы формирования целостного восприятия и понимания права в юридическом образовательном процессе. На основе этого формулируется вывод о том, что только в случае вовлечения в орбиту юридического образования фундаментальных философских, филологических, искусствоведческих, культурологических, социологических исследований возможно создание интегративного правопонимания, и предлагается внедрение культурологического подхода в образование. Рассматривая различные концепции глобализации, мы приходим к заключению о том, что в контексте правопонимания глобализация является процессом универсализации и унификации правовых укладов. Анализ работ Г. Гроция и И. Канта, а также идей античных мыслителей позволяет высказать предположение о том, что первые глобализационные и космополитические правовые идеи были обоснованы этими мыслителями в естественноправовых трактатах. Следует отличать глобализацию права как процесс, понимая ее как итог развития экономических и технических направлений деятельности человека, и глобализм как идеологию апологетов этого процесса. Глобализм интерпретируется нами как идеология, политика и практика господФ 156 |
их дисциплин и юристов, и представителей других гуманитарных наук философов, политологов, социологов . Таким образом, современный уровень развития социальных наук вообще и юридических в частности требует новых подходов к образованию. Чем дольше на принципы этой сферы человеческой деятельности будут распространяться стереотипы и идеалы рациональности, господствовавшей в течение последних столетий субъект-объектной гносеологии, тем больше времени в учебном процессе будет тратиться впустую. Правовое мышление никогда не будет свободным от субъективных структур правосознания и личного опыта, что в корне меняет ценность общегуманитарных дисциплин в юридическом образовании. Давно не является новаторским тезис о независимости правосознания, чувства уважения к праву от уровня юридических знаний, что выводит на первое место по уровню значимости именно общегуманитарную подготовку. В средние века одна из особенностей школы глоссаторов по сравнению с современным юридическим образованием заключалась в том, что смысл обучения праву виделся не в изучении современного средневекового или римского права, а в подготовке и воспитании высокообразованных юристов-ученых, свободно владеющих методами анализа и обобщения, филологическими способностями. При этом активно применялся диспут как форма обучения на основе имитации суда и применения нормы к конкретному случаю. Получившие образование в Болонском университете специалисты отличались завидными аналитическими способностями, что делало их незаменимыми в области конфликтов. Э. Аннерс отмечает, что уже первые глоссаторы сразу же оказались на самых высоких должностях при императорском дворе, заняв должности личных советников императора . Поэтому только в случае вовлечения в орбиту юридического образования фундаментальных философских, филологических, искусствоведческих, культурологических, социологических исследований возможно создание интегративно1См.: Берман Г.Дж. Указ. соч. С. 18. 2См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 167. 459 |