Проверяемый текст
Овчинников, Алексей Игоревич; Правовое мышление (Диссертация 2004)
[стр. 58]

ние в том, что юристы могут не только «познавать» право, «обнаруживать» его объективные закономерности, но могут и должны на основе этих закономерностей «построить» общество аналогично тому, как возводит здание инженер, обладающий знаниями о законах «теоретической механики» и «сопротивления материалов».
Некоторые западные юристы заходят так далеко, что объявляют юридическое мышление
«инженерным искусством», а правоведение «техникой общественной жизни» .
С помощью такой инженерной мысли можно сконструировать идеальное общество, стоит лишь написать конституцию, закрепить в законах
«правильные» (зачастую либеральные и прогрессивные западные) ценности, избрать парламент и президента .
Правовой порядок мыслится при этом исключительно как порядок, основанный на централизованном регулировании общественных
отношении.
Классическому идеалу правопознания присущи следующие черты.
Вопервых, ему свойствен механицизм в представлении общества, породивший атомистический подход к последнему, понимаемому как искусственное, сложенное из атомов-личностей целое.
Социальное бытие разлагается на ряд константных отношений между личностями-атомами, связи между которыми строятся в соответствии с некими
естественными законами (вечными и неизменными принципами самосохранения, поиска собственной пользы, стремлением к собственности и т.д.).
Во-вторых, эволюционизм в представлении о развитии права (все общества рассматриваются через призму присущих любому социуму законов, как движущиеся в одном
«итоговом» направлении).
В-третьих, европоцентризм в понимании права,
означающий у А.И.
Овчиио никова то, что авторы правовых теории, не замечая своего интуитивного «вклада» в построение научной конструкции, сущность 78 79 См., напр.: Аннерс Э.
История европейского права.
М., 1994.
С.
3,10.
Последний пример реализации подобных представлений построение демократии в Афганистане, «на очереди» Ирак.
58
[стр. 72]

позитивного права, ученые-юристы не только “познают” право, “обнаруживают” его объективные закономерности, но и пытаются на основе этих закономерностей “построить” общество аналогично тому, как строит здание инженер, обладающий знаниями о законах “теоретической механики” и “сопротивлении материалов”.
Некоторые западные юристы заходят так далеко, что объявляют юридическое мышление
“инженерным искусством”, а правоведение “техникой общественной жизни” .
С помощью такой инженерной мысли можно сконструировать идеальное общество, стоит лишь написать конституцию, закрепить в законах
“правильные” (в основном либеральные и прогрессивные западные) ценности, избрать парламент и президента .
Правовой порядок мыслится при этом исключительно как порядок, основанный на централизованном регулировании общественных
отношений.
В результате правовое мышление понимается исключительно как научное, теоретическое, а его основания полагаются строго логическими.
“Логика обязана показать, как развивается мышление, если оно научно, если оно отражает, т.е.
воспроизводит в понятиях существующий вне и независимо от сознания и воли предмет, иными словами, духовно репродуцирует его, реконструирует его саморазвитие...
Логика и есть теоретическое изображение такого мышления” .
Это мышление “о” логический, направленный к истине, универсальный (по отношению к предмету познания) процесс, в котором различны лишь формы его проявления созерцание, представление, понятие .
Словосочетание “правовое мышление” приобретает в такой интерпретации следующий смысл: правовое мышление научно-теоретическое мышление, имеющее целью познать сущность права; 1См., например: Аннерс Э.
Указ.
соч.
М., 1994.
С.
3,10.
2Последний пример реализации подобных представлений построение демократии в Афганистане, Ираке.
3Ильенков Э.В.
Диалектическая логика: Очерки истории и теории.
М., 1984.
С.
8.
4См.: Матяш Т.П.
Сознание как целостность и рефлексия.
Ростов н/Д, 1988.
С.
14.
Втаком контексте правовое мышление рассмотрено А.М.
Васильевым в его работе: Васильев А.М.
Правовые категории.
Методологические аспекты разработки системы категорий теории права.
М., 1976.
Любое исследование правового мышления такого плана имеет метатеоретический характер.
72

[стр.,73]

именно такое мышление требует исследования, потому что обыденное, ненаучное мышление не может дать объективного и, следовательно, истинного знания о праве.
Практическое правовое мышление —мышление правоприменителя объявляется в рамках данной парадигмы дедуктивно-силлогистическим механизмом разрешения конкретных дел на основе обобщений и теоретических истин, получивших закрепление в действующем праве.
Правоприменение рассматривается как логическая операция: это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права —большая посылка, рассматриваемый случай меньшая посылка, а решение по делу вывод .
Правоприменитель в рамках такого представления больше напоминает компьютер, решающий математическую задачу, который лишь изредка, когда это разрешено законом, вновь становится человеком и обращается к собственному правосознанию за оценкой правовых явлений.
В контексте данной парадигмы правовое мышление не обладает ничем особенным по отношению к иным видам мышления, так как законы и принципы логики не зависят от предметных областей и являются одинаковыми и для политического, и для инженерного, и для экономического мышления.
Обобщая разнообразные контексты, можно дать следующее определение правовому мышлению в классической (гносеологической) парадигме: правовое мышление —познавательный процесс, в ходе которого посредством анализа основных закономерностей правовой жизни общества, выделения и обобщения ее различных характеристик делается и применяется вывод о перспективе ее развития и способах коррекции в случае нежелательного результата.
В философско-правовом плане последствия классического идеала научно* теоретического знания в науках об обществе известны.
Во-первых, это механицизм в представлении общества, породивший атомистический подход к последнему, понимаемому как искусственное, сложенное из атомов-личностей целое.
Социальное бытие разлагается на ряд константных отношений между личностями-атомами, связи между которыми строятся в соответствии с некими
естест1См.: Бабаев В.К.
Предмет и метод теории права // Общая теория права: Курс лекций.
Н.
Новгород, 1993.
С.
47.
73

[стр.,74]

венными законами (“вечными” и “неизменными принципами самосохранения”, “поиска собственной пользы”, “стремлением к собственности” и т.д.).
Во-вторых, эволюционизм в представлении о развитии права (все общества рассматриваются через призму присущих любому социуму законов, как движущиеся в одном
“итоговом” направлении).
В-третьих, европоцентризм в понимании права.

Авторы правовых теорий, не замечая своего интуитивного вклада в построение научной конструкции, неизбежно сущность права сводили к тем его вариантам и признакам, которые доминировали в развитых странах Запада.
В-четвертых, редукционизм в конструировании правовых теорий: жизнь права сводится к одному, очевидному началу.
Здесь уместно процитировать В.Н.
Синюкова: “Материализм (даже диалектический) и либерализм (даже российский) не в состоянии объяснить отечественное право, сводя все богатство и сложность русской правовой культуры к общим экономическим либо политическим закономерностям”1.
Наконец, в-пятых, это технократизм, выразившийся в том, что право стало пониматься как “социальная инженерия”, “высокоспециализированная форма социального контроля в развитом политически организованном обществе” (Р.
Паунд), удел узкого круга специалистов (профессиональных юристов), занятых в области социальной организации и “техники” управления .
За рубежом, в западных странах вышеизложенное привело к феномену > “отчуждения права от народа”.
Как пишет Г.Дж.
Берман: “Сегодня люди воспринимают право преимущественно как массу законодательных, административных и судебных правил, процедур и технических приемов, действующих в данной стране”3.
В России пропасть между законом и “маленьким человеком” привела еще и к глубоким социально-политическим и морально-нравственным потрясениям, поставившим нашу страну в эшелон развивающихся стран.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что рационализм, сциентизм, объективизм, эволюционизм, натурализм являются характерными “спутниками” 1 Синюков В.Н.
Российская правовая система: Введение в общую теорию.
Саратов, 1994.
С.
22.
2См.: Графский В.Г.
Государство и технократия.
М., 1981.
С.
214—215.
3Берман Г.Дж.
Западная традиция права: эпоха формирования.
М., 1994.
С.
17.
74

[Back]