Проверяемый текст
Овчинников, Алексей Игоревич; Правовое мышление (Диссертация 2004)
[стр. 82]

дения», полагает Г.В.
Мальцев, предлагая сочетание в рамках одного подхода и законы, и правосознание, и правоотношения .
Близок к такому пониманию права и интегративный подход В.К.
Бабаева: «Право это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения» .
Интересен такой подход тем, что автор употребляет «расплывчатое» понятие «нормативная установка» и упоминает в понятии права проблемы справедливости и свободы.
В результате получается «смесь» психологического подхода (установка термин социально-психологический), естественно-правового подхода (свобода и справедливость), позитивизма (законодательство).
В этой же работе другой видный теоретик права В.А.
Туманов указывает, что деление на три правопонимания, три вида в большой мере условно.
В прошлом же подобное деление имело место, не только проступало более отчетливо, но и носило характер противоборства: позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественного права важнейшего понятия философии права, а социологическая юриспруденция возникла в борьбе с позитивизмом.
Сегодня такое противостояние ушло в прошлое и можно вести речь не только о мирном сосуществовании, но и об известной 149 интеграции этих направлений .
По мнению В.А.
Туманова, все они согласны в признании естественных неотчуждаемых основных прав и свобод гражданина, примата международного права над национальным, возросшей роли судебного контроля за деятельностью государственных органов.
При немалых различиях в решении важнейшего вопроса о соотношении права и государства все направления сближает общее признание главных принципов 13 Мальцев Г.В.
Понимание права.
Подходы и проблемы.
М., 1999.
С.
7.
Бабаев В.К.
Понятие права // Общая теория права: Курс лекций /
Под общ.
ред.
В.К.
Бабаева.
Н.
Новгород, 1993.
С.
111.
149 См.: Туманов В.А.
Учения о праве // Общая теория права: Курс лекций / Под ред.
В.К.
Бабаева.
Н.
Новгород, 1993.
С.
11-34.
82
[стр. 132]

нено1.
Пришло оно на смену чисто позитивистскому определению прошлых лет, отождествлявшему право с законом, государственным установлением, своим приходом продемонстрировав, по нашему мнению, невозможность чистого мышления о праве.
И вот почему.
Вершиной чистого “мышления о праве” является нормативизм.
“Вытолкнув” ценности из гуманитарного познания, “переведя” социальное мышление на рельсы естественнонаучного, провозгласив объяснение главной функцией социального познания, человечество столкнулось с известными неразрешимыми проблемами.
Юридическая наука, ставшая изгонять все субъективное из правового мышления, имея причины особо “опасаться” последнего, пришла постепенно к тому, что не смогла ответить на вопрос: по каким формальным параметрам отличать нормативные акты нацистской Германии, предписывающие геноцид, от нормативных актов других европейских государств, защищающих “общечеловеческие ценности”.
“Истинными” правовыми науками объявлялись: правовая логика, эмпирическая социология права, юридическая психология и т.д.
Вопрос о сущности права сводился к фактуальной интерпретации.
Ряд исследователей в итоге задались вопросом: если мы окажемся в неизвестной стране, что скажет нам о том: есть ли в этой стране право ? Позитивизм затронул и область этики.
Либо этика “строгая наука”, в силу своей моральной “нейтральности” не способная дать объяснение и обоснование принципам нравственности, вывести понятие морали из внеморальных теоретических концептов, либо она не может сделать этого потому, что вообще отказывается от идеи научного обоснования и выведения в пользу “самодостоверностей” экзистенциального опыта.
Но в том и в другом случае понятие морали не В.К.
Бабаев дает следующее определение права: “Право это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения”.
См.: Бабаев В.К.
Понятиеправа// Общаятеория права: Курс лекций.

Н.
Новгород, 1993.
С.
111.
2Р.
Давид совершенно справедливо отмечает: “Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право”.
См.: ДавидР.,Жоффре-СпинозиК.
Основныеправовыесистемысовременности.
М., 1998.
С.
18.
132

[Back]