ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЕ ПРАВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА § 1. Национально-культурные предпосылки обыденно-повседневного понимания права Понимание права, отношение к нему связаны с национальными традициями, социальными условиями правовой аккультурации человека. Это касается как понимания сущности права, так и осмысления и понимания различных правовых явлений. Научное, профессиональное и обыденное правопонимание базируются на национально-культурных образах права в этом наше глубокое убеждение. Понятие «правопонимание» активно используется для обозначения аксиом, или предпосылок, лежащих в основе любой правовой теории до всякого познания и во многом предопределяют результат. Между тем эти аксиомы, или предпосылки не что иное, как смысл, который вкладывает человек в понятие права и в соответствии с которым выстраивается все здание его научной концепции. А.И. Овчинников обращает внимание на предзаданность понимания права: то, что автор понимания стремился обнаружить в социальной действительности, он в итоге и получает в качестве сущности права . Самый первый его шаг в осмыслении этой действительности интуиция права всегда определен субъективным опытом, жизненным миром, ценностной иерархией субъективного правосознания, складывающегося изначально в семье и социокультурном окружении. Иначе термин «понимание» здесь не уместен, так как смыслополагание и есть процесс понимания. Россия является полиэтническим государством, в котором процесс правового регулирования крайне затруднен национально-культурными разлиЛ См.: Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. С. 145. 90 |
Отметим, что традиция подмены понимания права правопознанием сильна и сегодня. Многие современные правоведы продолжают настаивать на том, что они именно познают право, а не осмысляют его, несмотря на то, что понятие “правопонимание” активно используется для обозначения тех аксиом или предпосылок, которые лежат в основе любой правовой теории до всякого познания и во многом предопределяют результат. Между тем аксиомы эти или предпосылки не что иное, как смысл, вкладываемый ученым в понятие права, в соответствии с ним выстраивается все здание его научной концепции. Можно сказать: то, что ученый хотел обнаружить в социальной действительности, он в итоге и получает в качестве сущности права. Самый первый его шаг в осмыслении этой действительности интуиция права всегда определен субъективным опытом, жизненным миром, ценностной иерархией субъективного правосознания. Иначе термин “понимание” здесь попросту не уместен, так как смыслополагание и есть процесс понимания. Смыслополагание —процесс, во-первых, субъективный, связанный с ценностной позицией осмысляющего, во-вторых, предваряющий все последующие операции с осмысляемым предметом, в том числе и его исследование. Отсюда субъект исследует предмет, изначально инкорпорированный в его собственное сознание, а его познание остается всегда пониманием. Дело в том, что, строго говоря, понимание никогда не может перерасти в познание, между этими процедурами мышления непреодолимая пропасть. Вместе с тем многие ученые “познают” право, “обнаруживают” его объективные закономерности и пытаются на основе этих закономерностей “построить” общество аналогично тому, как строит здание инженер, обладающий знаниями о законах “теоретической механики” и “сопротивления материалов”. В итоге получается общество, оформленное в правовое государство, универсальный продукт и предел развития философскоправового рационализма Западной Европы, последователи которого не замечают его социокультурных, иррациональных корней. Разум не знает культурных границ, уникальности и индивидуальности каждого человека и общества. Научно-рациональное мировоззрение способно вы425 |