Проверяемый текст
Овчинников, Алексей Игоревич; Правовое мышление (Диссертация 2004)
[стр. 94]

выражению автора, отсутствовал общий «код» для передачи важнейших зна148 нии о праве .
Большинство отечественных авторов согласились бы с зарубежным ученым в том, что Россия особая страна, самобытная цивилизация, обаладающая неповторимостью культурных традиций и миропонимания, но немногие последовательны в этом признании.
Среди российских правоведов есть целая плеяда исследователей, обвиняющих население в отсутствии «нужного» понимания права.
Например, В.М.
Розин полагает, что в России о понятиях права в западном смысле и не слышали, что служилые люди холопы, свободная личность якобы воспринималась как бунтовщик, а гражданское общество только складывалось после реформы 60-х годов .
Русскую духовность он почемуто называет эзотеричностью, а маргинальность рассматривает как дополнение к эзотеричному менталитету русского человека .
Прозападно настроенные авторы указывают на неразвитость индивидуализма, неимение личного начала в правосознании русского человека, отсутствие или отсталость и ущербность правовой культуры, угрожая новым 151 т-г авторитаризмом или тоталитаризмом .
При этом, в отличие от западников См.: Бланкенагель А.
О возможностях и сложностях передачи правового опыта и правовой культуры, или сколько раз можно изобретать велосипед // Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв.
ред.
В.А.
Четвернин.
М., 1997.

С.
606.

149См.: Розин В.М.
Юридическое мышление.
С.
25.
150См.: Там же.
С.
29.
Семитко А.П.
Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право.
1992.
№ 10.
С.
108-109; Присяжный Н.С.
Правовая культура и правовое сознание в России: вектор современного развития // Юридический вестник.
1999.
№1.
С.
86.
[стр. 276]

“код” для передачи важнейших знаний о заимствуемых правовых институтах.
Иными словами, с позиции герменевтики у сторон в общении отсутствовал общий контекст интерпретации, который невозможно сформировать рационально и который предполагает общий или близкий социокультурный опыт.
И далее уче-9 ный отмечает, что несмотря на известную сомнительность “изобретения велосипеда” дважды, его не следует изобретать заново лишь при условии, что в “обществах-потребителях” (политико-правовых моделей, выработанных в других культурах) «существуют и субъективные, и объективные “велосипедоподобные” структуры»1.
А если их нет, то следует конструировать самобытные правовые и политические институты, а не заниматься бездумным переносом их из другой культурно-исторической традиции права.
Герменевтический анализ правового мышления помогает аргументированно показать не только необходимость в этих самых “велосипедоподобных”9 структурах для адекватной передачи правового опыта, но и невозможность данные структуры навязать или, рационально обосновывая, насадить на чуждую им культурно-историческую почву.
В любом случае результат культивации чуждой системы ценностей (если говорить о современной России, то это индивидуали-I стическая система правовых ценностей, позаимствованная на Западе) будет иным, чем в донорском обществе, чаще всего непредсказуемым, несмотря на все старания “просветителей” повторить путь развития общества-донора.
МенталиI тет складывается столетиями и реформами его сформировать нельзя.
Национальное предпонимание совершенно по-иному сформирует их смысл.I Социально-психологические исследования правосознания россиян последних лет на предмет их отношения к западноевропейской системе правовых ценностей, которую мы позаимствовали не столь давно, показывают, что факт знания и даже рационального одобрения тех или иных правовых принципов и норм никак не сказывается на реальном поведении опрошенных граждан, стоило им 1Бланкенагель А.
О возможностях и сложностях передачи правового опыта и правовой культуры, или сколько раз можно изобретать велосипед // Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Отв.
ред.
В.А.
Четвернин.
М., 1997.
С.
606.

276

[стр.,487]

29.
Баранов П.П.
Правовая сфера духовного мира человека // СевероКавказский юридический вестник.
1998.
№ 1.
С.
54-60.
30.
Баранов П.П.
Философия права: наука и учебная дисциплина // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции.
Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999.
С.
50-51.
31.
Бахтин М.М.
К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник.
1984-1985.
М.: Наука, 1986.
270 с.
32.
Бекхерст Д.
Культура, нормативность и жизнь разума // Вопросы философии.
1999.
№ 9.
С.
159-164.
33.
Бергер П., Лукман Т.
Социальное конструирование реальности.
Трактат по социологии знания / Пер.
Е.
Руткевич.
М.: Медиум, 1995.
323 с.
34.
Бергсон А.
Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии.
1990.
№ 1.
С.
163-169.
35.
Бланкенагель А.
О возможностях и сложностях передачи правового опыта и правовой культуры, или сколько раз можно изобретать велосипед // Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв.
ред.
В.А.
Четвернин.
М., 1997.

702 с.
36.
Бобнева М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения.
М.: Наука, 1978.312 с.
37.
Боботов С.В.
Буржуазная социология права.
М.: Юрид.
лит., 1978.
224 с.
38.
Бодалев А.А.
Восприятие и понимание человека человеком.
М.: МГУ, 1982.
200 с.
39.
Бондаренко О.В.
Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений: Автореф.
дис.
...
докт.
социол.
наук.
Ростов н/Д, 1998.
46 с.
40.
Боннер А.Т.
Применение нормативных актов в гражданском процессе.
М.: Юрид.
лит., 1980.
160 с.
41.
Бойков А.Д.
Третья власть в России.
Книга вторая продолжение реформ.
М.: Юрлитинформ, 2002.
280 с.
487

[Back]