Проверяемый текст
Шугай, Николай Иванович; Формирование региональной стратегии развития образования в Приморском крае [Оппонент: Лейбович А.Н.] (Диссертация, январь 2002)
[стр. 47]

46 Разумеется, такое множество базовых индикаторов позволяет описать своеобразие социально-экономической ситуации в конкретном регионе.
Однако, по нашему мнению, оно не
дает полного представления о состоянии системы образования и не может быть использовано в сравнительном анализе по всему объему Федерального образовательного пространства.
Возьмем, к примеру, такой существенный показатель как экономику.
Как базовые, здесь важны данные фиксирующие собственно экономическую деятельность региона: величина бюджета, валовый продукт, товарооборот, доминирующий тип производства, развитие частного сектора экономики и другие.
Вместе с тем, из них невозможно вывести предпосылки для оценки системы образования, т.к.
расходная часть бюджета не всегда определяется объемом доходов.

Постатейное распределение средств обычно связано со структурой и характером производства.
Так, угольная промышленность, как известно, дотационна и «съедает» значительную часть бюджета, что ведет к урезанию средств на социальные нужды.
Кроме того, здесь не учитывается характер самого региона (промышленно развитая Челябинская область, богатое газом Оренбуржье или заполярная Чукотка, регионы Нечерноземной зоны).
Некоторые регионы имеют коэффициенты доплаты, иной размер прожиточного минимума и т.п.

Столь же далека от характеристики региональной ситуации демографическая компонента.
Здесь выделена масса индикаторов: смертность, рождаемость, возрастной состав, национальный состав, количество зарегистрированных браков и многие другие.
Не отвергая значимости этих характеристик (особенно по национальному составу, который позволяет уточнить культурную специфику региона и потребности в развитии национальных систем образования), мы полагаем, что они больше дают представление о возможном потенциале развития системы образования, чем о ее реальной оценке.
[стр. 71]

приходящихся на одного учителя в городской местности; 29 количество учащихся, приходящихся на одного учителя в сельской местности; 30 напряженность труда учителей для получения заработка в один прожиточный минимум.
Казалось бы, такое множество индикаторов позволяет описать рее своеобразие социально-экономической ситуации в конкретном регионе.
Однако, по нашему мнению, оно не
вполне приемлемо для анализа состояния системы образования в рамках федерального образовательного пространства.
Например, индикаторы, фиксирующие экономическую деятельность региона: величину бюджета, валовой продукт, товарооборот, доминирующий тип производства, развитие частного сектора экономики и другие не позволяют описать и оценить собственно систему образования, т.к.
расходная часть бюджета не всегда определяется объемом доходов.

В предлагаемой методике не учитывается характер самого региона (промышленно развитый и бога-.ый лесными, минеральными и морскими ресурсами Приморский край, богатая газом Тюмень или регионы Нечерноземной зоны).
Некоторые регионы имеют коэффициенты доплаты, иной размер прожиточного минимума и т.п.

Выделяемая в методике демографическая компонента также состоит из множества индикаторов: смертность, рождаемость, возрастной состав, национальный состав, количество зарегистрированных браков и многие другие.
Они, однако, применимы к оценке перспективных состояний развития системы образования, по не ее реальной оценке в настоящее время.
Более того, в перечне показателей культурного потенциала региона имеется целый ряд индикаторов, прямо не связанных с образованием: число посещений театров на 1000 населения; число посещений музеев на 1000 населения; число книг и журналов в массовых библиотеках на 1000 населения; выпуск книг и брошюр на 1000 населения годовой тираж, экземпляров.
Но, к сожалению, показатели, оценивающие состояние образовательной структуры региона, не могут в достаточной мере характеризовать структуру сложившихся в регионе потребностей в получении образования разного уровня 71

[Back]