Проверяемый текст
Зумакулов, Борис Мустафаевич; Государственная социальная политика и особенности ее реализации в субъектах Российской Федерации в условиях трансформации общества, 80-90-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 108]

«Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону уравнения социальных условий жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого.
Задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычно легкой по
своей простоте сравнительно с программой социальных реформ».
59;ч Российские либералы 1990-х гг., в отличие от русского либерализма 160 начала XX века не ставили своей задачей равенство как уравнение социальных условий жизни.
Принятая в первой половине 1990-х гг.
российская конституция создала реальные правовые условия для * демократии, гражданских прав, свобод, практики социальной защиты граждан.
Прямое действие Российской Конституции, особенно в отношении прав и свобод человека установлено Конституцией в качестве одной из основ конституционного строя России: «Права и свободы
161 человека и гражданина являются непосредственно действующими».
Принципы социальной защиты в Российской Конституции весьма многоаспектны.
Так, например, Конституция, с одной стороны, каждому гарантирует свободу мысли и слова, а с другой, устанавливает запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Согласно Конституции запрещена пропаганда социального, расового, * национального, религиозного или языкового превосходства.
Необходимо признать, что запрет на пропаганду социального превосходства является*160161 59Новгородцев П.
Кризис современного правосознания.
М., 1909.
С.340.

160Чичерин Б.
Собственность и государство.
М.,1882.
С.267.
161 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.
25 декабря 1993г.
Ст.
19.
[стр. 176]

именно демократическая новация российского конституционного строя.
Социальная защита гражданина не может обойтись без защиты его от какой-либо дискриминации по мотивам его социального и правового статуса, социально-имущественного положения.
Здесь мы имеем конституционное установление запрета любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной.
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
(Ст.
19, ч.2).
Безусловным явлением социальности государства является создание многоаспектного института правовогоравенства граждан перед законом и судом.(Ст.
19, ч.1) прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
(Ст.
19, ч.2).
Данный фундаментальный институт демократического государства и общества на протяжении уже почти 200 лет ставит перед юристами больше вопросов, чем дает ответов.
Один из зачинателей русской школы правового государства проф.
П.Новгородцев в начале нашего века писал по этому поводу: "Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону уравнения социальных условий жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого.
Задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычно легкой по
1 своей простоте сравнительно с программой социальных реформ" .
Небезлюбопытно увидеть, насколько изменилась либеральная точка1 1Новгородцев П.
Кризис современного правосознания.
-М., 1909.
-С.340.


[стр.,178]

осуществлять Конституцию, исполнять установленные в ней формы общественной практики.
Здесь современные российские юристы никак не отстают от тех, которые творили в начале века.
И н с т и т у т равноправия имеет основополагающее значение для социальной защиты гражданина.
Его отсутствие в принципе несовместимо с какой-либо социальной защитой человека и гражданина.
Следует сказать, что начало института социальной защиты полагается конституционным установлением института гражданских прав и свобод как субъективных прав граждан.
Прямое действие Российской Конституции, особенно в отношении прав и свобод человека установлено Конституцией в качестве одной из основ конституционного строя России: "Права и свободы
человека и гражданина являются непосредственно действующими".(Ст.
18) Конституционное установление прав и свобод человека именно как конституционных субъективных прав российских граждан здесь совершено именно потому, что эти права определены Конституцией во-первых, как непосредственно-действующие, (Ст.
18) и в о в т о р ы х , как неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения.
(Ст.
17, ч.2).
Т.е.
реализация этих прав не может быть опосредована никакими правовыми актами, ими располагает каждый гражданин независимо от возраста и правосубъектности.
Конституция порождает обязанности государства и всех должностных лиц обеспечивать их осуществление и не допускает отчуждение таковых прав даже в случае волеизъявления на то гражданина.
Наоборот, отсутствие конституционного установления приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, даже в случае наличия сколь угодно обширно развитого социального вспомоществования, как это было, скажем в советский период, порождает административный произвол в отношении предоставления или непредоставления осуществления или неосуществления любых

[стр.,180]

стороны, каждому гарантирует свободу мысли и слова, (ч.1), а с другой устанавливает запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, в т.ч.
пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, (ч.2).
Надо сказать, что запрет на пропаганду социального превосходства является весьма существенным институтом в правоустановлении социальной защиты.
Более того, если обратиться к современной прессе, то можно увидеть весьма частое нарушение этой конституционной нормы.
Имеют место такие негативные явления как пренебрежительное отношение не только к социально-незащищенным людям, но и просто к лицам, которые не проявили достаточного и результативного рвения к обогащению, предпринимательству, стяжанию высоких должностей или громкого имени в масс-медиа.
Но, еще чаще остаются в тени нематериальные социальные права и запреты на их нарушение 17, 18, 29 статей Конституции.
Ведь реализация этих форм социальной защиты граждан не столь прямо обусловлено экономическим состоянием российского государства как социальное обеспечение и вспомоществование.
Здесь проявляется духовная компонента правового порядка, массового правосознания рядовых граждан, политиков и интеллигенции.
По этой причине нарушения социальных прав и запретов на их нарушения имеют по нашему мнению даже большие негативные последствия для будущности российской демократии, нежели упущения в социальном обеспечении.
Ибо здесь содержится тенденция неправового характера множества процессов в стране.
"Правовая база социально-трудовых отношений на настоящем этапе нуждается в существенном реформировании и включении механизмов, адекватных рыночной экономике.
Развитие договорных процессов,

[Back]