Проверяемый текст
Ужва, Татьяна Викторовна; Общественно-политическое развитие Российской Федерации, 80-90-е годы ХХ столетия (Диссертация 1998)
[стр. 75]

предельной социальной напряженностью в обществе; попытками республиканских и местных органов власти в условиях отсутствия единой государственной программы экономической реформы искать выход из кризиса поодиночке (что, естественно, вело к дальнейшей дезинтеграции страны и еще большему углублению кризиса).
Комплекс экономических противоречий, а также политика «гласности» и раскрепощение сознания населения привели (наряду с усиливающейся критикой всего советского этапа отечественной истории) к отходу значительной части населения от приверженности марксистскоj ленинским идеям и социалистическим принципам.
Неэффективность самого социалистического реформирования общества в годы «перестройки» все чаше связывалась на страницах печати с утопичностью самой социалистической идеи,
что уже отмечалась исследователями.
3 Одновременно крайне позитивно оценивался любой зарубежный опыт, в первую очередь экономический.
Отсюда было недалеко и до выдвижения альтернативных вариантов переустройства экономической системы.
Единственной
альтернативой социалистической плановой экономике был стихийный рынок.
По мере развития политической реформы 1988-1989 гг.
в печати, а затем и на трибунах Съездов народных депутатов СССР и союзных республик стали звучать призывы к переходу к
л рынку.
Ситуация начала стремительно меняться, когда весной 1990 г.
положения о рынке под давлением экономистов и настроений миллионов населения были впервые внесены в партийные документы, а летом 1990 г.

Л закреплены в решениях XXVIII съезда КПСС.
При этом легализовалась
3 Согрин В.
Политическая история современной России, 1985-1994: От Горбачева до Ельцина.
М., 1994.
С.
76.
[стр. 95]

1990г., характеризовалась: снижением темпов роста промышленного и сельскохозяйственного4 производства (начавшимся в 1988 г.), которое перешло к этому времени в экономический спад, углублявшийся с каждым месяцем; выходом из-под контроля ситуации в финансовой сфере (так как бюджетный дефицит, внутренний государственный долг и объем денежной массы увеличивались с ускорением); ухудшением внешнеэкономического положения страны и утратой государством стратегических золото-валютных резервов; почти полным вытеснением потребительского рынка нормированным («талонным») распределением товаров и торжеством «черного рынка»; предельной социальной напряженностью в обществе; попытками республиканских и местных органов власти в условиях отсутствия единой государственной программы экономической реформы искать выход из кризиса поодиночке (что, естественно, вело к дальнейшей дезинтеграции страны и еще большему углублению кризиса).
Все это, а также политика «гласности» и раскрепощение сознания населения привели (наряду с усиливающейся критикой всего советского этапа отечественной истории) к отходу значительной части населения от приверженности марксистско-ленинским идеям и социалистическим принципам.
Неэффективность самого социалистического реформирования общества в годы «перестройки» все чаше связывалась на страницах печати с утопичностью самой социалистической идеи.

Одновременно в превосходных степенях оценивался любой зарубежный опыт, в первую очередь экономический.
Отсюда было недалеко и до выдвижения альтернативных вариантов переустройства экономической системы.
Единствен


[стр.,96]

ной альтернативой социалистической плановой экономике был стихийный рынок.
По мере развития политической реформы 1988-1989 гг.
в печати, а затем и на трибунах Съездов народных депутатов СССР и союзных республик стали звучать призывы к переходу к
рынку.
Весной 1990 г.
положения о рынке под давлением экономистов и настроений миллионов населения были впервые внесены в партийные документы, а летом 1990 г.

закреплены в решениях XXVIII съезда КПСС.
При этом легализовалась
частная собственность, многоукладность хозяйств и т.п.
Однако постоянные ссылки лидеров страны на особый путь к рынку, "социалистическую индивидуальную собственность" и др.
серьезно проигрывали в сравнении с требованием решительной и недвусмысленной смены модели экономического развития, с которым выступали уже не только экономисты, но и депутаты Верховного Совета РСФСР во главе со своим новым Председателем Б.Н.Ельциным (с мая 1990 г.).
Потенциально возможных вариантов экономического реформирования в этих условиях было три.
Вариант постепенных преобразований был практически упущен, так как при его реализации продолжался бы и еще более усиливался процесс дезинтеграции экономической системы, в ходе которого началось бы формирование автаркичных экономических зон в границах краев, областей и республик (причем небольших) страны.
Обмен продукцией между ними, равно как и между предприятиями внутри таких зон мог осуществляться лишь бартером.
В условиях отказа стране в новых кредитах такой вариант означал быстрый экономический крах и социальный взрыв.
Вариант возврата к классической советской экономической моде-59 59XXVIII съезд Коммунистической партии Советского Союза.
Стеногр.отчет.
Т.1.
М.,1990.
С.132

[Back]