16 Так проблематика правового государства из сферы чисто правовой плавно переходит в сферу политическую. Действительно, напрасно искать примеры правового государства, которое бы не было демократическим. Это объясняется структурным характером правового государства: чтобы быть правовым, быть членом правоотношения, оно должно рядом с собой иметь равных субъектов права, то есть быть в себе разделенным. Поскольку субъектом верховной власти в преемственном плане может быть или один или все (монархия или республика; олигархический принцип не обеспечивает преемственности), то возникновение правоотношений возможно только в последнем случае, когда государство становится правовым субъектом, представляющим всех как единое лицо, наравне с другими правовыми субъектами как частными лицами, так и их ассоциациями. В измерении власти государство остается единственным гарантом правопорядка, но в измерении права оно становится таким же юридическим лицом как другие ассоциации и институты, к которым должен быть применен закон. Только в таких условиях возникает правопорядок как система, в котором государство мыслится не только как источник, но и как объект права, а подданные превращаются в граждан, выступая нс только как объекты, но и как субъекты права (равно как и политики). Такой правопорядок подразумевает два измерения идейно-политическое, в котором обосновываются идеологические аспекты данного правопорядка (правовое государство как социальный идеал), и социологическое, благодаря которому правопорядок правового государства представляется как элемент социальной структуры общества, реального распределения социально-политических сил. Нам представляется важным проследить пути концептуального становления теории правового государства, за которыми прослеживается политическая судьба идеи правового государства в европейской культуре и социально политической практике. Рассмотрим основные концепции правового государства. |
г му, что они обладают верховной властью в этом государстве и рационально распределяют эти права между собой, делая государство правовым. Государственная власть при этом имеет представительную природу. Она делегируется органам, выполняющим «управительные» функции, однако решающие функции, такие, как назначение первых лиц в этих органах или учреждение основного закона государства, принадлежат самому народу. Так проблематика правового государства из сферы чисто правовой плавно переходит в сферу политическую. Действительно, напрасно искать примеры правового государства, которое бы не было демократическим. Это объясняется структурным характером правового государства: чтобы быть правовым, быть членом правоотношения, оно должно рядом с собой иметь равных субъектов права, то есть быть в себе разделенным. Поскольку субъектом верховной власти в преемственном плане может быть или один или все (монархия или республика; олигархический принцип не обеспечивает преемственности), то возникновение правоотношений возможно только в последнем случае, когда государство становится правовым субъектом, представляющим всех как единое лицо (верховный суверен Руссо), наравне с другими правовыми субъектами как частными лицами, так и их ассоциациями. В измерении власти государство остается единственным гарантом правопорядка, но в измерении права оно становится таким же юридическим лицом, как другие ассоциации и институты, к которым должен быть применен закон. Только в таких условиях возникает правопорядок как система, в котором государство мыслится не только как источник, но и как объект права, а подданные превращаются в граждан, выступая не только как объекты, но и как субъекты права. Условия возможности такого правопорядка подразумевают два измерения идей20 но-политическое, в котором обосновываются идеологические аспекты такого правопорядка (правовое государство как социальный идеал), и социологическое, благодаря которому правопорядок правового государства предстает как выражение социальной структуры, реального распределения социально-политических сил. Оба этих измерения правового государства будут рассмотрены нами ниже. В качестве первого шага будет показательным проследить пути концептуального становления теории правового государства, за которыми отражается политическая судьба идеи правового государства в европейской культуре. 2.2. Возникновение концепции правового государства. Выработка принципов правового государства началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности. Конечно, это тоже было связано с процессами развития демократического государства. Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания) софисты и риторы.16 Софист Протагор пытался переориентировать ценностный строй современной культуры в пользу человека, Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты его государством. В их среде утвердилась идея о государстве как общественном договоре (первым ее выдвинул Демокрит). Серьезный вклад в укрепление идеи правового государства сделали пионеры политической и правовой науки Платон, Аристотель, позже 21 |