Проверяемый текст
Шелистов Юрий Ивлонович. Становление правового государства в Российской Федерации (Диссертация 1997)
[стр. 17]

17 Выработка принципов правовою государства началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности.
Конечно, это тоже было связано с процессами развития
полисной демократии.
Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания) софисты и риторы.
Софист Протагор пытался переориентировать ценностный строй современной культуры в пользу человека, Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты
их государством.
В их среде утвердилась идея о государстве как общественном договоре (первым ее выдвинул Демокрит).
Серьезный вклад в укрепление идеи правовог о государства сделали
основатели политической и правовой науки Платон, Аристотель, позже Полибий, Цицерон.
«Я вижу близкую гибель того государства, писал Платон в «Законах», где закон не имеет силы и находится
иод чьей-то властью.
Гам же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги».
Особая страница в истории правового государства связана с именем М.Т.
Цицерона философа, оратора, государственного деятеля Древнего Рима.
С его точки зрения государство представляет собой множество людей, связанных между собой согласием в вопросах права.
Он предлагал установить не только меру власти, но и меру подчинения.
«Под действия закона должны подпадать все» пожалуй, это первая в истории политической и правовой мысли попытка установить принцип законности.
Античное общество прошло известный путь но укреплению правовой и гражданской культуры.
Афины посредством законов строили демократию, Спарта посредством законов (Ликург) успешно демократии противостояла.
В целом
же до построения правового государства в этих обществах оставалось очень далеко, потому что там правосознание опиралось не столько на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, сколько, на модернизационный процесс, на потребность (в императорском Риме) управления завоеванными народами.
[стр. 21]

но-политическое, в котором обосновываются идеологические аспекты такого правопорядка (правовое государство как социальный идеал), и социологическое, благодаря которому правопорядок правового государства предстает как выражение социальной структуры, реального распределения социально-политических сил.
Оба этих измерения правового государства будут рассмотрены нами ниже.
В качестве первого шага будет показательным проследить пути концептуального становления теории правового государства, за которыми отражается политическая судьба идеи правового государства в европейской культуре.
2.2.
Возникновение концепции правового государства.
Выработка принципов правового государства началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности.
Конечно, это тоже было связано с процессами развития
демократического государства.
Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания) софисты и риторы.16 Софист Протагор пытался переориентировать ценностный строй современной культуры в пользу человека, Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты
его государством.
В их среде утвердилась идея о государстве как общественном договоре (первым ее выдвинул Демокрит).
Серьезный вклад в укрепление идеи правового государства сделали
пионеры политической и правовой науки Платон, Аристотель, позже 21

[стр.,22]

Полибий, Цицерон.
«Я вижу близкую гибель того государства, писал Платон в «Законах», где закон не имеет силы и находится
под чьей-то властью.
Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (Зак.
7156).
Античное общество прошло большой путь по укреплению правовой и гражданской культуры.
Афины посредством законов строили демократию, Спарта посредством законов (Ликург) успешно демократии противостояла.
В целом
до построения правового государства в этом обществе оставалось очень далеко, потому что правосознание в целом опиралось не столько на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, сколько в большей мере на модернизационный процесс, который необходимо было направлять и держать в руках, и на потребность (в императорском Риме) управления завоеванными народами.
Именно поэтому расцвет правосознания в античности (римское право) пришелся на эпоху, когда демократическая идея уже закатилась.17 Пришедшая на смену демократической Греции имперская идея Рима, а позже идея княжеской власти в средневековье уже не имела ничего общего с правовой государственностью, однако именно в средневековье сформировалась важная предпосылка правосознания понятие божественного, священного закона, которая еще не сформировалось в античности и эллинизме.
Эпоха Ренессанса развила личностный и антропоцентристский элемент средневекового сознания.
Поэтому настоящий рост идей правовой госу:6 Разумович Н.Н.
Политическая и правовая культура.
Идеи и институты Древней Греции.
М., 1989.
С.
46.
*7 Там же, с.
22 6.
22

[Back]