18 Именно поэтому расцвет правосознания в античности (римское право) пришелся на эпоху, когда демократическая идея уже закатилась.1 Пришедшая на смену демократической Греции имперская идея в Риме, а позже идея княжеской власти в средневековье уже не имела ничего общего с правовой государственностью. Однако именно в средневековье сформировалась важная предпосылка правосознания понятие божественного, священного закона, которой не было в эпоху античности и эллинизме. Эпоха Ренессанса сформировала личностный и антропоцентристский элемент средневековою сознания. Поэтому настоящий рост идей правовой государственности начинается в Новое время, особенно в работах Эразма Роттердамского, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Т. Джеферсона, А.Н. Радищева и других авторов. Фундаментальный груд Г. Гроция «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного нрава» является классикой политической и правовой мысли. Основанием, источником права является разумная природа людей, которым свойственно общаться с себе подобными. Рационализация права становится общим местом в европейской политической и правовой мысли. Право как таковое, то есть естественное право «настолько незыблемо, что нс может быть изменено даже Богом». Гроций не посчитал нужным обходить довольно неудобный вопрос о связи права и силы. Может ли право существовать самостоятельно без поддержки извне? Голландский мыслитель дал на это отрицательный ответ. Необходимость обеспечивать проведение правовых реформ в жизнь он связывает с существованием государства, которое следует рассматривать как результат сознательного соглашения между людьми, которые не только учреждают государство, но обязываются соблюдать законы, причем эта обязанность касается как индивидов, так и власти (государства). Б. Спиноза зарекомендовал себя сторонником республиканского демократического строя. Государство на определенном этапе приобретает самостоятельность 1 Разумовнч Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи н институты Древней Греции. М., 1989.стр.46. |
Полибий, Цицерон. «Я вижу близкую гибель того государства, писал Платон в «Законах», где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (Зак. 7156). Античное общество прошло большой путь по укреплению правовой и гражданской культуры. Афины посредством законов строили демократию, Спарта посредством законов (Ликург) успешно демократии противостояла. В целом до построения правового государства в этом обществе оставалось очень далеко, потому что правосознание в целом опиралось не столько на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, сколько в большей мере на модернизационный процесс, который необходимо было направлять и держать в руках, и на потребность (в императорском Риме) управления завоеванными народами. Именно поэтому расцвет правосознания в античности (римское право) пришелся на эпоху, когда демократическая идея уже закатилась.17 Пришедшая на смену демократической Греции имперская идея Рима, а позже идея княжеской власти в средневековье уже не имела ничего общего с правовой государственностью, однако именно в средневековье сформировалась важная предпосылка правосознания понятие божественного, священного закона, которая еще не сформировалось в античности и эллинизме. Эпоха Ренессанса развила личностный и антропоцентристский элемент средневекового сознания. Поэтому настоящий рост идей правовой госу:6 Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989. С. 46. *7 Там же, с. 22 6. 22 |