19 по отношению к создавшим его людям. Более того, верховная власть вовсе не связана законами, которые она создает. Однако законодатель не может творить законы, не соотнося их с мнением общества. «Полигоном» для развития и воплощения в жизнь идей правовой государственности становится Англия. Дж. Локку принадлежит идея разделения властей с целью ограничения произвола государственной власти. Значительный вклад в развитие теории правового государства принадлежит Т. Гоббсу, идеи которого получили дальнейшее развитие в идеологии Французского Просвещения. Лозунги «свободы, равенства и братства», которые поднимаются на знаменах парижских баррикад, были подготовлены всей идеологией французского Просвещения. Идеи Монтескье, о возможности развития законности в обществе и ограничения всевластия государства, Руссо, о «естественном праве» личности и модели народного суверенитета, Вольтера и Дидро, много сделавших для развития чувства свободы и независимости у своих сограждан, являлись прелюдией к обоснованию принципов, определивших содержание «Декларации о правах гражданина и человека» 1789 г. и французской конституции 1791 г. И хотя этим идеям не суждено было реализоваться в революционной практике якобинцев, их движение, подхваченное американскими просветителями отцами Конституции США, политически воплотившими идеал свободы и неотъемлемых прав личности в государстве (Конституция 1787 г.), немецкими философами (Кант, Фихте, Гегель), поднявшими на небывалую высоту идею верховенства права и его понимание как «осуществления свободы», стало свидетельствовать о начале нового исторического процесса.1 Важнейшим признаком этого процесса процесса становления правового государства явилось становление гражданского общества, то есть автономной сферы социальных и политических отношений, свободных от вмешательства государства извне и появление идей либерализма. 1 М.А. Барг Социальная структура европейской экономики второй половины XVII в. // История Европы. 'Г.4. Европа Нового времени., стр., 95. |
дарственности в Новое время начинается на богато удобренной почве европейской культуры. Полигоном для развития и воплощения в жизнь идей правовой государственности стала островная Англия, непрерывающиеся традиции представительства и парламентаризма в которой (с XII в.) как ничто другое способствовали усилению значения права в обществе. Д. Локку принадлежит идея разделения властей с целью ограничения произвола государственной власти. В его учении государственная власть стала определяться целью защиты индивидуальных прав и свобод личности, а право понятием ограничения, а не распоряжения (разрешено все, что не запрещено законом). Впрочем, не меньшее значение принадлежит процессам, происходящим на континенте, ибо именно там определялся характер общей динамики Европы. В XVII XVIII вв. в монархических государствах Европы был последовательно проведен принцип абсолютной власти. Это было связано с тем, что в это время происходил процесс формирования государств-наций. Государство выступало здесь высшим выражением единства нации и единственным условием выживания в кругу агрессивных и сильных соседей. Специфику монолитных и мощных абсолютистских государств чутко уловил, в частности, Т. Гоббс. Однако вместе с расцветом абсолютистских государств, обусловленным ослаблением прочности средневекового сословного общества (первое сословие теряет свою независимость и образует слой служилого дворянства), созревают предпосылки их упадка. В XVIII веке на арену политического действия постепенно выдвигается третье сословие, которое заявляет о себе со всей решительностью в Великой французской революции 1789 г. Складывается совершенно новая расстановка социальных сил, при которой разрушается иерархическая субординация сословного общества и все члены и слои общества оказываются спо23 собными отстаивать свои интересы, претендуют на представительство своих интересов в системе государственной власти.18 Лозунги «свободы, равенства и братства», которые поднимаются на знаменах парижских баррикад, были подготовлены всей идеологией французского Просвещения. Идеи Монтескье, исследовавшего возможности развития законности в обществе и ограничения всевластия государства, Руссо, разрабатывавшего концепцию естественных прав личности и модель народного суверенитета, Вольтера и Дидро, много сделавших для развития чувства свободы и независимости у своих сограждан, являлись прелюдией к обоснованию принципов, определивших содержание «Декларации о правах гражданина и человека» 1789 г. и французской конституции 1791 г. И хотя этим идеям не суждено было реализоваться в революционной практике якобинцев, их движение, подхваченное американскими просветителями отцами Конституции США, политически воплотившими идеал свободы и неотъемлемых прав личности в государстве (Конституция 1787 г.), немецкими философами (Кант, Фихте, Гегель), поднявшими на небывалую высоту идею верховенства права и его понимание как «осуществления свободы», стало свидетельствовать о начале нового исторического процесса. Важнейшим признаком этого процесса процесса становления правового государства явилось становление гражданского общества, то есть автономной сферы социальных и политических отношений, свободных от вмешательства государства извне.19 Конечно, автономность этих сфер жизни, не входящих, словами Т. Гоббса в «тело» государства, завоевывалась жестокой политиче•8 М.А. Барг Социальная структура европейской экономики второй половины XVII в. // История Европы. Т.4. Европа Нового времени.С. 95. !9 Умов В.И. ЗамОровский Б.Я. К вопросу о формировании гражданского общества и прав, государства //Социально-политический журнал, 1991, № 6. 24 |