21 научное значение. Необходимость строительства правового государства стела особенно остро ощущаться в российском обществе в конце XIX века, что вызвало к жизни творчество множества правоведов и философов, таких, как Б. Чичерин, П. Новгородцев, В. Гессен, Б. Кистяковский, И. Покровский, И. Михайловский, Л. Петражицкий, В. Соловьев. В этом новом обществе государство является лишь элементом, гармонизирующим и обеспечивающим бесперебойное функционирование других элементов, соединенных в единое целое системой правоотношений. В указанном русле поиска места, принадтежащего государству в системе современной общественной жизни, и происходило дальнейшее развитие идеи правового государства. К началу XX века основные принципы концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в юридическую и политическую практику: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право, функционирующая в США система разделения властей стали общепризнанными оптимальными моделями современного правового государства. Учение о правовом государстве перестало быть сферой новых значимых открытий, а превратилось в отрасль повседневной теоретической и практической разработки. Основное место в дальнейшем развитии этого учения стала занимать систематизация и детализация его аспектов. Так, характерной в этом отношении является, в частности, концепция немецкого политолога А. Альбрехта с его акцентом на составляющие, среди которых он видит, к примеру, такие основные положения теории правового государства как • конституционализм, требующий, чтобы деятельность государства регулировалась правовыми нормами, зафиксированными в конституции; • плюрализм структуры политического сообщества, обеспечивающий положение, при котором участие в политике множества конфликтующих и взаимодействующих сил оказывает сдерживающее влияние на государство; |
ределил понятием «правовое состояние».21 Близкая этой точка зрения отстаивается в социологической школе права, где право рассматривается как самостоятельное общественное явление, существующее вне прямой зависимости от жизни государства. Наконец, и в основе исторической школы права, настаивающей на происхождении права из культуры и обычаев народа, лежит все та же идея верховенства и естественности права по отношению к обусловленному им и возникающему лишь на его основе государству, что и составляет суть концепции правового государства. Значительный вклад в теорию естественного права, присутствующего в том или ином виде в любой концепции правового государства, внесли русские мыслители-правоведы. До второй половины XIX века процесс становления правового государства в России, начиная со второй половины XVIII века, следовал с некоторым опозданием теми же этапами, что и в Европе, с той лишь разницей, что он был результатом подражающей модернизации «сверху», и поэтому частично осуществлялся лишь институционально, не сопровождаясь существенным изменением правовой культуры. Никому другому, как Александру II, принадлежат слова: «Я готов дать гражданам Конституцию, но где граждане?». На исторических особенностях становления правовой государственности в России мы остановимся отдельно, сейчас же отметим только, что вклад российских ученых в развитие идеи правового государства имеет самостоятельное научное значение. Необходимость строительства правового государства стала особенно остро ощущаться в российском обществе в конце XIX века, что вызвало к жизни творчество множества правоведов-юристов и философов, таких, как Б. Чичерин, П. Новгородцев, В. Гессен, Б. Кистяковский, И. Покровский, И. Михайловский, Л. Петражицкий, В. Соловьев, Е. 21 Иеринг ?. Цель в праве. СПО., 1881. 27 такой расстановки, где невелико социальное расслоение и наиболее могуществен «средний» класс, состоящий из мелкой буржуазии, интеллигенции и квалифицированных рабочих. В учениях как российских, так и европейских либералов во всем многообразии аспектов была представлен главный тезис концепции правового государства: государство как тип общества (стс зос1е1у) перестало быть исключительной формой общности, оно уступило место, подчас подчиненное, множеству других форм общности, типу гражданского общества (ст! зос1е1у). В этом новом обществе государство является лишь элементом, гармонизирующим и обеспечивающим бесперебойное функционирование других элементов, соединенных в единое целое системой правоотношений. В указанном русле поиска места, принадлежащего государству в системе современной общественной жизни, и происходило дальнейшее развитие идеи правового государства. К началу XX века основные принципы концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в юридическую практику: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право, функционирующая в США система разделения властей стали общепризнанными моделями современного правового государства. Учение о правовом государстве перестало быть сферой новых значимых открытий, а превратилось в отрасль повседневной теоретической и практической разработки, так сказать, в «школьную» дисциплину. Основное место в дальнейшем развитии этого учения стала занимать систематизация и детализация его аспектов. Так, характерной в этом отношении является, в частности, концепция немецкого политолога А. Альбрехта с его акцентом на составляющие, среди которых он видит, к примеру, такие основные положения теории правового государства: 1) кон29 ституционализм, требующий, чтобы деятельность государства регулировалась правовыми нормами, зафиксированными в конституции; 2) плюрализм структуры политического сообщества, обеспечивающий положение, при котором участие в политике множества конфликтующих и взаимодействующих сил оказывает сдерживающее влияние на государство; 3) государственная монополия на верховную власть в политическом сообществе, исключающая вмешательство каких-либо особых интересов в формирование государственной воли; 4) институционализированная обратная связь государства с общественным мнением, обеспечивающая контроль общества над государственным аппаратом; 5) процессуальная, формальная и материальная рационализация государства, призванная гарантировать соблюдение государством права и закона; 6) защита интересов перед государственной властью и судебный контроль над деятельностью государства.25 Если теперь перейти к особенностям становления идеи правовой государственности в современной России, то здесь главная проблема видится в отсутствии органического и естественного вызревания этой идеи в истории страны. То появляясь, то исчезая из сферы политической публицистики идея правовой государственности является скорее результатом социального заказа, а не собственной эволюции. Поэтому очевидно, что модель европейского либерализма, служа ориентиром, недостаточна в качестве правовой основы для формирования российского правового государства. На почве самостоятельной истории и традиции все более отчетливо выступают контуры «российской» концепции правового государства. Л. Тиунова выделяет следующие может быть, не очень значимые с точки зрения европейской науки, моменты в формировании правового государства: 1) относительно высокий ъ А1ЬгесЫ: А. Вег шос!егпе КесЬгззЬааС . Вег11п, 1983.5. 236. 30 |