23 • политический плюрализм при господстве демократических ценностей; • разрешение национального вопроса, без чего, как показывает опыт стран СНГ и России, государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтнических конфликтов; • деидеологизация общества и государства проблема российской традиции, следуя которой государство всегда было носителем мощной национальной идеологии, а общество всегда было бескомпромиссно расколото на классы.1 Происходят поиски идеи правового государства в различных направлениях. Одно из них исходит из недр рабочего движения социалистической и коммунистической идеи. Общество, на службу которому должно быть поставлено государство, мыслится в социалистической традиции самостоятельным и целостным, способным, в идеале, вообще обходиться без государства и правового принуждения. В нем должны быть достигнуты реальные, а нс формальные равенство, справедливость и свобода. Формальное правовое государство является лишь средством закрепления реального неравенства и должно быть само уничтожено насильственным путем государством в форме диктатуры пролетариата. Подобная радикально антигосударственная позиция (более радикальной и последовательной была лишь позиция анархизма) в начале середине XX века была постепенно пересмотрена, как только начали воплощаться реальные плоды построения правового государства в Европе, и стала обнажаться недостаточность модели «реального социализма» в России. Само социалистическое движение распалось на два глубоко отличных друг от друга направления: социал демократия, связывающий свое будущее с правовым демократическим государством (социал-демократия), и социализм, видящим свою цель в социалистическом государстве. Таким образом, идея правового и социального государства в дальнейшем разрабатывалась преимущественно в рамках западноевропейской социал-демократии. ГГнунова Л.Б. Право, конституция, правовое государство. Спб. 1992., стр.23. |
уровень материального обеспечения населения, сказывающийся на социальной атмосфере, психологии и структуре общества; 2) достаточно высокий уровень культуры, в особенности политической (которую Г.Алмонд определил как «гражданская культура»); 3) многообразная и устойчивая стратификация общества, обеспечивающая социальный консенсус в обществе и препятствующая усилению внутренней конфронтации; 4) политический плюрализм при господстве демократических ценностей; 5) разрешение национального вопроса, без чего, как показывает опыт стран СНГ и России, государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтнических конфликтов; 6) деидеологизация общества и государства проблема российской традиции, следуя которой государство всегда было носителем мощной национальной идеологии, а общество всегда было бескомпромиссно расколото на классы.26 Все эти моменты отсутствуют в наследованной политической системе и культуре и именно их осуществление должно гарантировать в России необратимость движения в сторону правовой государственности. Каждая из рассмотренных до сих пор современных разработок теории «чистого» правового государства, как правило, отталкивается от узко правового подхода к проблеме, от юридического значения термина, следуя тем самым либеральной традиции. Между тем, развитие идей и опыта построения правовой государственности в XX веке переживали дальнейшую эволюцию, значительно расширяя рамки первоначальной проблематики. Ведь понятие «справедливости» основа идей правовой государственности подразумевает не только формальное равенство перед законом, но и реальное равноправие, отсутствие ущемления прав граждан и 26 Тиунова Л.Б. Право, конституция, правовое государство. СпО. 1992. С. 28 . 31 вариантах построения правового государства, то есть стали внутренними моментами концепции правовой государственности. Основными аспектами «дополнения» либеральной модели стали концепции «социальной справедливости» и «органичности общественного развития». Первое направление поиска движется в русле исходящей из недр рабочего движения социалистической и коммунистической идеи. Общество, на службу которому должно быть поставлено государство, мыслится в социалистической традиции самостоятельным целостным в себе началом, способным, в идеале, вообще обходиться без государства и правового принуждения. В нем должны быть достигнуты реальные, а не формальные равенство, справедливость и свобода. Формальное правовое государство является лишь средством закрепления реального неравенства и должно быть само уничтожено насильственным путем государством в форме диктатуры пролетариата. Подобная радикально антигосударственная позиция (более радикальной и последовательной была лишь позиция анархизма) в начале середине XX века была постепенно пересмотрена, как только начали воплощаться реальные плоды построения правового государства в Европе и стала обнажаться недостаточность модели «реального социализма» в России. Само социалистическое движение распалось на два глубоко отличных друг от друга направления: социализм, связывающий свое будущее с правовым демократическим государством (социал-демократия), и социализм, видящим свою цель в социалистическом государстве. Таким образом, идея социального правового государства в дальнейшем разрабатывалась только в рамках западноевропейской социалдемократии. С ней, а также с профсоюзным движением, связано завоевание личностью таких прав, как право на труд, на социаль33 |