Проверяемый текст
Шелистов Юрий Ивлонович. Становление правового государства в Российской Федерации (Диссертация 1997)
[стр. 24]

24 С ней, а также с профсоюзным движением, связано завоевание личностью таких прав, как право на труд, на социальное страхование и т.д., рассматривавшихся как шаг по пути к социальной справедливости, к социальному государству.
Принцип социальной справедливости послужил существенным дополнением к концепции правового государства.

В его свете отчетливо обозначилась внутренняя недостаточность «политической» справедливости, гарантированной первыми конституциями демократических государств.
Правовое государство в восприятии социал-демократии не просто обеспечивающее правопорядок любыми средствами, но обеспечивающее справедливый правопорядок, в котором «свободное развитие каждого было бы условием свободного развития всех».
Социальным последствием такой политики стало требование постепенного выравнивания социального положения граждан, создания и опоры на «средний класс», даже если проведение этой политики требует гораздо большего социального и экономического вмешательства государства, чем это
предполагается.
Выражением этой линии стала доктрина «государства общественного благосостояния», получившая развитие в Европе второй половины XX в.
Стремлением к наполнению концепции правового государства реальным содержанием была
направлена и противоположная социал-демократической линия консервативного лагеря.
Исходя из тезиса о не правовом характере социальных революций и вообще «несправедливой» природы радикальной модернизации и разрушения традиционных устоев, в недрах консервативной мысли
вызрел идеал цельной, органической социальной жизни.
Обосновывая этот идеал в работе «Общность и общество», Э.
Теннис раскрывал богатое внутреннее содержание социальных связей в традиционных общностях,
одной из которых являлось государство колыбель нации.
И хотя это содержание противопоставлялось
аномально правовому содержанию современного общества, несомненно, что и в его основе лежали ценности справедливости, солидарности, согласия, долженствующие стать содержанием истинно
[стр. 34]

ное страхование и т.д., рассматривавшихся как шаг по пути к социальной справедливости, к социальному государству.28 Принцип социальной справедливости послужил существенным дополнением к концепции правового государства.
Он оказался серьезным вызовом либеральному «юридизму», что проявилось в мощи движения протеста в XX веке.
В его свете отчетливо обозначилась внутренняя недостаточность «политической» справедливости, гарантированной первыми конституциями демократических государств.
Правовое государство в восприятии социалдемократии не просто обеспечивающее правопорядок любыми средствами, но обеспечивающее справедливый правопорядок, в котором «свободное развитие каждого было бы условием свободного развития всех».
Социальным последствием такой политики стало требование постепенного выравнивания социального положения граждан, создания и опоры на «средний класс», даже если проведение этой политики требует гораздо большего социального и экономического вмешательства государства, чем это
предполагалось либеральной доктриной.
Наиболее ярким концептуальным выражением этой линии стала доктрина «государства общественного благосостояния», получившая развитие в Европе второй половины XX в.29 Стремлением к наполнению концепции правового государства реальным содержанием была направляема и противоположная социал-демократической линия консервативного лагеря.
Исходя из тезиса о неправовом характере социальных революций и вообще «несправедливой» природы радикальной модернизации и разрушения традиционных устоев, в недрах консервативной мысли
вы20 Три взгляда на государство; ал-демократы.
М., 1992.
С.
46.
7'' Эволюция теооии и практики " М., 1991.
С.8 .
* христианские Государства демократы, либералы, благосостояния" в 80-е социгоды.
34

[стр.,35]

зревал идеал цельной, органической социальной жизни.
Обосновывая этот идеал в работе «Общность и общество», Э.
Теннис раскрывал богатое внутреннее содержание социальных связей в традиционных общностях,
одним из которых являлось государство колыбель нации.30 И хотя это содержание противопоставлялось формально правовому содержанию современного общества, несомненно, что и в его основе лежали ценности справедливости, солидарности, согласия, долженствующие стать содержанием истинно правовой государственности.
Опорой такой позиции служило националистическое движение, свои корни берущее из политического романтизма XIX в.
Наиболее последовательное отражение такой позиции сегодня в России можно услышать со стороны православного крыла политической мысли: «Нам необходимо реабилитировать понятие «национализм».
пишет В.Махнач, Национализм это прежде всего ситуация, когда дела своей нации меня касаются прежде, а других потом...
В то время как агрессивный национализм, враждебный другим народам, именуется шовинизмом.
А превозносящий себя над другими этносами нацизмом».31 И социалистические, и консервативные теории государства в каком-то смысле противопоставлялись либеральной концепции правового государства, однако в них ни в коем случае не шла речь об абсолютизме или неправовом обществе.
Их особенностью было то, что легитимность государства они выводили из самого общества (тоталитаризм), а не откуда-то извне, из «естественного права».
Учения тоталитарного общества тоже были своеобразными порождениями демократии.
Они пытались компенсировать «неправовые» стороны, упущения концепции правовой государственности.
Тем ярче и неожиданнее оказалась трансформация этих 35 30 ТоеппГз Е.
СезеИзсЪа^е ипс! дете д-пзсЬа ГЬ .
СоеЬе., 1 978.

[Back]