Проверяемый текст
Шелистов Юрий Ивлонович. Становление правового государства в Российской Федерации (Диссертация 1997)
[стр. 28]

28 Предполагая равенство всех перед законом, конституция создает такую политическую систему, в которой в определенной степени теряет значение политический строй и режим: конституционная монархия может быть ничуть не менее демократична, чем парламентская республика.
Правда, с «основным законом», относящимся к власти, не следует путать факт наличия «закона», обращенного исключительно к подвластным, некое подобие обычной политической декларации, какой
в известной мере являлась, например, советская конституция.
Конституция должна содержать в себе такой
государственный строй, который бы обеспечивал его конституционность, верховенство основного закона.
Конституция, по самому смыслу
своею слова должна быть и нормой и реально существующим порядком.
Советские конституции, в целом соответствуя принципам конституционализма, содержали в себе положения, отрицавшие возможность осуществления многих из этих принципов.
Поэтому содержание конституции не менее важно, чем факт ее наличия, и содержание это является
своеобразной системой правового государства Три кита, на которых покоится конституционный порядок, составляют: • права человека и гражданина; • разделение властей; • распределение власти (государственное устройство).
Рассмотрим,
основные ценности правового государства.
Ценности являются
фундаментальными основаниями, которые определяют характер человеческой деятельности и культуры.
Культура конституционного правового государства в первую очередь предполагает реализацию определенных ценностей.
«Без духовного компаса наша конституция бесполезна и становится лишь тем, что будут говорить о ней судьи», подчеркивал в свое время Дж.

Джильберт.1 Основная функция феномена правового государства в современной политической культуре представлена в фиксации полита 1 Джильберт Дж.
М.
Морально-этические основы государственного управления в России на пороге XIX века // Кентавр, М., 1993.,
стр.93.
[стр. 39]

но все, что не запрещено, и новое отношение закона к человеку презумпция невиновности, обязательство закона доказывать вину гражданина, а не гражданину оправдываться перед законом.
Равенство перед законом юридическое отношение стало основой формирования порядка, где возникает и равенство обладания властью политическое отношение.
Возникновение такого порядка властеотношений лежит в основе стабильности функционирования демократического государства.
Третья особенность юридической природы конституции как закона исключительное право толкования ее специализированным судом.
Хотя во многих странах это право получает Верховный Суд (например, в США), все равно очевидна специфика этой функции: толкование Конституции способно стать могучим оружием в политической борьбе, чему примеры можно найти и в российской истории.
Суд, толкующий Конституцию, Конституционный Суд, является, по сути дела, политическим судом.
И он наименее гарантирован в качестве судебной власти: государственная машина, обеспечивающая исполнение судебных решений, в случаях, когда эти решения направлены на нее, вполне способна обратить силу, делегированную во исполнение судебной власти на саму же власть.
Конституционный суд наименее независим и самостоятелен, главные его гарантии в сфере политической культуры, а не права.
Однако в правовом государстве именно он является высшей, по сути, не подлежащей никакому, кроме нравственного контроля, политической властью.
Он представляет собой основную опору конституционного устройства, без которой верховенство и незыблемость права оставались бы пустыми словами.
Предполагая равенство всех перед законом, конституция создает такую политическую систему, в которой в определенной степени теряет значение политический строй и режим:
конституци39

[стр.,40]

онная монархия может быть ничуть не менее демократична, чем парламентская республика.
Правда, с «основным законом», относящимся к власти, не следует путать факт наличия «закона», обращенного исключительно к подвластным, некое подобие обычной политической декларации, какой
являлась, например, советская конституция.
Конституция должна содержать в себе такой
строй государства, который бы обеспечивал его конституционность, верховенство основного закона.
Конституция, по самому смыслу
своего слова должна быть и нормой и реально существующим порядком.34 Советские конституции, в целом соответствуя принципам конституционализма, содержали в себе положения, отрицавшие возможность осуществления многих из этих принципов.
Поэтому содержание конституции не менее важно, чем факт ее наличия, и содержание это является
системой правового государства.
Три кита, на которых покоится конституционный порядок,
это права человека и гражданина, разделение властей, распределение власти (государственное устройство).
Рассмотрим,
в чем содержание этих положений и как они воплощаются в российской Конституции.
Права и свободы человека и гражданина.
Защита прав личности не просто одна из новых задач государства, это черта, которая коренным образом переворачивает сущность государства.
Государство не господствует над человеком, государство ему служит такова сущность нового государственного порядка, ставящего права личности выше задач общественного служения.
Такое понимание глубоко противостоит традиции, если мы обратимся к истокам образования государств, кото3< С этой точки зрения С.Уэсби делит конституции на семантические, номинальные и нормативные.
Первые отражают, но ни в коем случае не формируют властную структуру, вторые лишь провозглашают несуществующие в действительности идеалы, и только третьи реально воздействуют на государственные структуры.
40

[стр.,70]

идеологии, стоит пункт, запрещающий идеологии определенного рода (ст.
13.5).
Идеология правового государства подразумевает некоторые базовые моменты общей политической культуры и консенсуса в обществе, раскрытие которых поможет гораздо глубже понять сущность правового государства и перспективы его становления в России.
Ценности правового государства.
Ценности являются
верховными основаниями, которые определяют характер человеческой деятельности и культуры.
Очертив круг и иерархию ценностей, можно узнать о культуре больше, чем это позволяют сделать сами по себе оставшиеся после нее документы.
То же самое верно по отношению к политической культуре.
Культура конституционного правового государства в первую очередь предполагает реализацию определенных ценностей.
«Без духовного компаса наша конституция бесполезна и становится лишь тем, что будут говорить о ней судьи», подчеркивал в свое время Дж.

Джильберт.52 Основная функция понятия правового государства в современной политической культуре (почему оно и попадает в конституции реформирующихся стран) обозначение идеала политической жизни.
Но и сам идеал правового государства базируется на определенных ценностях.
Основные из них, как правило, провозглашаются уже в преамбуле конституций, призванной декларировать духовные основы, на которые опирается эта конституция.
Если проанализировать преамбулу российской Конституции, то в ней можно найти почти весь спектр базовых конституционных ценностей: :2 Джильберт Дж.М.
Морально-этические основы государственного управления в России на пороге XIX века // Кентавр, М., 1993,
№ 3, с.
93.
70

[Back]