29 ческого идеала. Но и само понятие правового государства базируется на определенных социо культурных ценностях. Основные из них, как правило, провозглашаются в преамбуле конституций, призванной декларировать духовно практические основы, на которые опирается эта конституция. Среди фундаментальной для правового государства ценности следует назвать свободу' как ценность. Именно она лежит в основании постулируемых прав человека и гражданина, прав наций на равноправие и самоопределение. Однако эмансипация, выражение которой сегодня можно найти и в рабочем, и в женском, и в аптирасистском и т.д. движениях, обращена не на свободу' государства, а свободу от государства, индивидуальную свободу. Оборотная сторона современного понимания свободы индивидуализм. Правовое государство обеспечивает свободу в рамках общества, оно средство осуществления и гармонизации свободы. Однако правовое государство задает и границы свободы: границы, позволяющие свободе, основанной на разуме, не переходить в произвол голого эгоизма. Ценность равноправия представлена тем, чем гармонизуется свобода личности в обществе. Подлинное равноправие не господство большинства, а равное право на жизнь и выражение своей позиции любому меньшинству. Плюрализм, терпимость, многообразие точек зрения и способов самовыражения находят выражение в открытом, свободном обществе. Равенство прав и обязанностей, равенство перед законом, равенство возможностей это равенство исходных условий, максимально возможное воплощение справедливости в обществе, которое строится из многомерных и дифференцированных структур. Ценностные основания справедливости заключена в действительной социальной справедливости. Наконец, среди ценностей нетрадиционных, характеризующих правовое государство, следует назвать еще две современности (модерна) и рациональности. Современное общество, в том числе и государство, подвержены по нашему мнению перманентной модернизации. Стагнация в этом процессе равносильна глубокому |
Среди фундаментальной для правового государства ценности следует назвать ценность свободы. Именно она лежит в основании постулируемых прав человека и гражданина, прав наций на равноправие и самоопределение. Однако эмансипация, выражение которой сегодня можно найти и в рабочем, и в женском, и в антирасистском и т.д. движениях, обращена не на свободу государства, а свободу от государства, прежде всего, индивидуальную свободу. Оборотная сторона современного понимания свободы индивидуализм (о нем уже было сказано достаточно), а отчасти антиэтатизм. Правовое государство должно обеспечивать свободу своего общества, оно средство осуществления и гармонизации свободы. Однако правовое государство полагает и границы свободы: границы, позволяющие свободе, основанной на разуме, не переходить в произвол голого эгоизма. Ценность равноправия то, чем гармонизуется свобода личности в обществе. Подлинное равноправие не господство большинства, а равное право на жизнь и выражение своей позиции любому меньшинству. Плюрализм, терпимость, многообразие точек зрения и способов самовыражения находят выражение в открытом, свободном обществе. Равенство прав, обязанностей, равенство перед законом, равенство возможностей это равенство исходных условий, максимально возможное воплощение справедливости в обществе, которое строится из многомерных и дифференцированных структур. Ценность справедливости заключается не только в формальной, но и в действительной социальной справедливости. Обеспечение справедливого распределения в обществе, защита неимущих и просто неадаптированных и неспособных себя прокормить, защита наиболее незащищенных в современных условиях ячеек общества, таких, как семья, старость задача правового го72 вснь гуманности и соблюдения прав человека даже в отправлении необходимых функций общественной безопасности. В этом аспекте российское государство еще очень далеко от норм цивилизованных стран. Наконец, среди ценностей нетрадиционных, характеризующих правовое государство, следует назвать еще две современности (модерна) и рациональности. Современное общество, в том числе и государство, стоит под знаком перманентной модернизации. Стагнация в нем равносильна глубокому кризису. Оно требует перманентного технического перевооружения и наращивания благосостояния, требует постоянной адаптации к новым условиям жизни и изменения этих условий. Современные образцы поведения, нормы межличностных отношений разительно отличаются от традиционных. Ценности современности не просто присовокупляются к традиционным, они активно наступают на традиционные, а в ряде случаев их полностью вытесняют и замещают. Ценностный мир современного человека представляет собой арену конфронтации старого и нового, и это не может не отразиться на жизни государства. Такие ценности, как государственность, патриотизм, преемственность, несмотря на то, что получили отражение, например, в Конституции России, принадлежат к ценностям, которые отступают, а не наступают. Правовое государство тоже символ современности, и многие в нем находят не справедливость и свободу, а отражение слабости национальной мощи (в отказе использовать традиционный аргумент силы в вопросах национальной безопасности), ослабление нравственной основы общества (в апелляции к «внешнему» праву), потеря национальной объединяющей идеи и традиций (в деидеологизации государства, его светском характере) и т.п. В данном аргументе скрывается не столько объективное по74 |